5. Кишечник
Перевод с английского - М.Глебов, 2003
Когда работа желудка закончена и благодаря растворению клетчатки высвобождено ее питательное содержимое, и также растворены, насколько это возможно, "мышцеобразующие" элементы пищи, - процесс пищеварения продолжается в кишечнике. Но там способы воздействия на пищу изменяются согласно форме и устройству этого органа. Ибо пища более не проворачивается большими массами, но распределяется цепочкой мелких скоплений, образующихся за счет изгибов внутренней поверхности кишок, и здесь подвергается обработке согласно свойствам различных ее элементов. Она смешивается с разными едкими соками, выделяемыми из печени, поджелудочной железы и желез кишечника, и перерабатывается мелкими порциями гораздо настойчивее и суровее, нежели это было возможно в общем объеме желудка.
В процессе желудочного пищеварения выход оттуда в кишечник закрыт не полностью, и потому те части еды, которые нуждаются в серьезной обработке и не могут быть переварены желудком, постоянно туда уходят; некоторые из них, как жир и крахмал, легко растворяются под действием желчи, панкреатического и других кишечных соков, и тогда впитываются млечными сосудами кишечной стенки. Тем не менее, значительная масса остается в желудке, где испытывает крайние усилия пищеварения, но плохо поддается этому воздействию, цель которого - растворить хорошие элементы, притом отделив их полностью как от вовсе бесполезных, так и от тех, что нуждаются в более тщательной переработке. Но когда желудок уже выполнил все что мог, эти объемистые остатки быстро покидают его, чтобы войти в среду горькой и едкой желчи. Желчь орошает сгустки пищевой кашицы, уже обработанные желудочным соком, оставляя их для дальнейшего растворения и впитывания, пока пища проходит далее, ибо оставшемуся жиру и крахмалу надлежит превратиться, соответственно, в эмульсию и сахар и затем быть впитанными; бесполезные же элементы отвергаются.
Эти внушительные пищевые массы соответствуют духам, надолго задерживаемым в Мире Духов; многие из них в целом добрые, милосердные и расположены к благим службам, но утвердились в какой-либо лжи или сдружились с людьми, которые выглядят хорошими в богослужебных и житейских делах, между тем как в сердце любят зло жизни и ту ложь доктрины, которая дозволяет совершать зло. Такие духи нуждаются в жестоких вразумлениях со стороны тех ангелов, которые любят выявлять и наказывать все зло сердца и мышления, какое только могут найти; таким путем они тщательно разоблачают грешников и обращают их в бегство, тогда как их добрые собратья, униженные и усмиренные, боясь, что их тоже изгонят, сильнее жаждут получить наставления и быть взятыми в Небеса. Растворители, действующие в желудке - лишь слабо кислые и, вероятно, подобные кислоте фруктов, - изображают род наставлений приятных и дружеских, но вместе с тем понуждающих к действию. Тогда как растворители, действующие в кишечнике, все едкие и щелочные; они - подобно щелочам, находящимся в мыле и прежде использовавшимся вместо мыла, - скорее всего, изображают наставления, сопровождающиеся бранью и взбучками, посредством которых добрые и злые окончательно разделяются.
Кто такие те, которые составляют область кишечника Величайшего Человека, в некоторой степени выявляется по тем, кто относится к желудку; ибо кишки продолжаются из желудка, и службы, исполняемые желудком, там усугубляются, становясь более суровыми вплоть до самых удаленных кишок, называемых толстой и прямой. Поэтому пребывающие в кишечнике находятся вблизи адов, которые именуются каловыми. В области желудка и кишок обретаются те же, что заключены на нижней земле; они по причине нечистых вещей, унесенных с собою из мiра и запечатленных в их мыслях и желаниях, удерживаются там некоторое время, доколе эти вещи не будут выметены прочь, или отброшены в сторону. Когда же это сделано, они могут быть вознесены в Небеса. Те, кто томится на нижней земле, еще не находятся в Величайшем Человеке, ибо они подобны пище, сошедшей в желудок, которая не может быть впитана в кровь - а стало быть, и в тело, - покуда они не очищены. Те же, которые погрязли в еще худших плотских нечистотах, пребывают под ними в области кишечника; но выбрасываемые из него экскременты соответствуют адам, которые именуются каловыми. AC 5392
Существует много разновидностей лиц, которые нуждаются в подобной взбучке; среди них те, кто заводил прочные дружеские отношения, не принимая в расчет добрые или злые качества своих избранников. Сведенборг учит нас:
Тех, между кем была в мире заключена сердечная дружба, нельзя уже разделить в соответствии с порядком, как остальных людей, и ввести в состав обществ, соответствующих их жизням. Ибо они внутренне связаны на уровне духа, и их нельзя оторвать друг от друга, как ветви, привитые к другим ветвям. Если же один из них внутренне в небесах, а другой внутренне в аду, то они оказываются прикованными друг к другу, как если бы овца была привязана к волку, или гусь к лисе, или голубь к ястребу. Тот, чьё внутреннее - адское, вдыхает свои адские понятия в того, чьё внутреннее в небесах. На небесах хорошо известно, в частности, что дурные понятия можно вдохнуть в хороших людей, но не добрые понятия - в дурных. Причина в том, что каждый с рождения пропитан всяким злом. Поэтому когда хороший человек вот так прикован к дурному, то внутреннее его закрывается и оба они бросаются в ад, где добрый дух тяжко страдает, пока, по истечении некоторого времени, его не освободят, и только тогда начинается его приготовление в небеса.
Мне было позволено увидеть такого рода связи, особенно между братьями и другими родственниками, а также между подвластными и их повелителями, а у многих с льстецами, с которыми у них противоположные склонности и разный характер. Я видел некоторых из них, похожих на козлят рядом с леопардами, которые обнимались друг с другом, клянясь в продолжении прежней дружбы. Затем я узнал о том, как добрые усваивали удовольствия злых, держась за руки, заходили вместе в пещеры, где являлись им толпы злых людей в их отвратительном виде, хотя самим им казалось в фантазиях, что они очень привлекательны. Однако несколько позже я услышал, как добрые плакали в страхе, как будто бы их вот-вот должны были повесить, а злые забавлялись, как если бы захватили трофеи у врага, не говоря уже о других печальных сценах. Мне сказали, что потом, после освобождения, этих добрых, преобразуя, готовили в небеса, однако с большим трудом, чем остальных. TCR 448
С этими злыми друзьями, утаскивающими с собою вниз тех, кто слишком приклеился к ним, по всей видимости, схожи "судьи, судящие из дружбы и взяток", которые принимают во внимание лишь то, что благоприятствует их знакомым; Сведенборг видел их "на нижней земле, сразу над адом"; затем они были извержены вон (CL 231). Там же были и те, коих зовут "учеными" за их способность путем искусных рассуждений посеять сомнение в реальном существовании любого предмета; они же, поскольку всегда судят поверхностно и исходят из одних видимостей, уподоблены "скорлупе миндаля без ядра внутри" и "кожуре фрукта без мякоти". Эти также были извержены вон (CL 232).
Третий разряд духов, замеченных в той же области, составляли "подтвердители", называемые "мудрыми", ибо они могли обосновать правильность чего угодно, вне зависимости от того, было ли оно в себе благоразумно или нет, истинно или ложно; эти духи не имели ни настоящей мудрости, ни разумения (CL 233). Все эти три категории духов стремятся утащить с собою вниз тех, кто простодушен или по разным причинам крепко привязался к ним, и там, на нижней земле, ввергнуть их в состояние тяжких страданий, вытекающих из их злых привязанностей. Об этой нижней земле, как Сведенборг обычно называет ее, он рассказывает, что в Мире Духов она
находится сразу под ступнями и вокруг на небольшое расстояние; там оказывается большинство людей после их смерти, прежде чем они взяты на Небеса. Еще ниже находятся места пустошений, именуемых ямами (или подземными тюрьмами); далее к низу и на огромные расстояния вокруг простираются ады. AC 4728
Сведенборг часто говорит о местах пустошений, под ними же разумеются состояния тяжелых искушений, посредством которых добрые духи освобождаются от прилипшего к ним зла, как это есть на нижней земле. Он рассказывает:
Для того, чтобы я мог видеть мучения сущих в аду и также пустошение пребывающих на нижней земле, мне порой дозволялось спускаться туда. (…) Я ясно постигал, будто некая колонна охватывала меня; она ощутимо росла, и мне дано было понять, что это была та "стена из меди", о которой говорилось в Слове; она состояла из ангельских духов, служа тому, чтобы я мог безопасно сойти в среду несчастных. Находясь там, я слышал горестные жалобы и даже вопли: "О Боже, о Боже, смилуйся над нами, смилуйся над нами", - и так подолгу. Мне было позволено беседовать с теми горемыками некоторое время. Они главным образом жаловались на злых духов, горящих лишь одной постоянной страстью мучить их; и они пребывали в состоянии отчаяния, говоря, что эти пытки продлятся целую вечность; но мне было дозволено утешить их. AC 699
О целях же пустошения Сведенборг говорит следующее:
Человек, по причине актуально совершенных им грехов, приносит с собой в другую жизнь бесчисленные виды зла и лжи, которые он накапливает и сводит вместе. Так бывает даже у тех, кто прожил на земле честно. Прежде чем они смогут быть подняты в Небеса, их зло и ложь должны быть рассеяны; вот это-то рассеяние и называют пустошением. Существует много видов пустошения, и сроки их бывают дольше или короче; некоторые принимаются в Небеса через очень малое время или даже сразу после смерти. AC 698
Есть много людей, которые, живя в мiру, вследствие простоты и невежества усвоили ложности веры и на основании таких принципов сформировали себе нечто вроде совести; ибо они не жили, как прочие, во вражде, мести и прелюбодеяниях. Вступив в другую жизнь, они, покуда пребывают в ложностях, не могут быть введены в небесные общества, чтобы, таким образом, не загрязнить их; поэтому они некоторое время удерживаются на нижней земле, где расстаются с ложными принципами. Время их пребывания там бывает дольше или короче в зависимости от природы их ложностей, от жизни, обусловленной этими последними и от того, насколько они подтвердили их в себе; некоторые в этом состоянии сильно страдают, другие - не слишком. Эти страдания называются пустошениями, о которых в Слове есть много упоминаний. Когда срок пустошений заканчивается, эти духи возносятся в небеса, где они, как ученики, наставляются в истинах веры; это делается ангелами, принявшими их. AC 1106
Есть некоторые, кто добровольно соглашаются подвергнуться пустошению и, таким образом, отбросить ложные убеждения, которые они принесли с собой из мiра. (В той жизни никто не может отбросить ложные убеждения иначе, как с течением времени, и лишь средствами, предусмотренными Господом.) Во все время своего пребывания на нижней земле они содержатся Господом в надежде на избавление и также в мыслях о конечной цели - что таким путем они могут быть исправлены и приготовлены к принятию небесного счастья. АС 1107
В таких местах находятся и те, кто приписывал все природе и мало что - Божественному. Я беседовал с ними, и когда речь заходила о Божественном Провидении, они относили все вещи к одной природе. Но те из них, кто вел на земле жизнь добрую и нравственную, будучи удержаны там некоторое время, постепенно отвращались от ложных убеждений и проникались истинными. АС 4941
На нижней земле, под ступнями и пятками, также находятся искавшие в добрых делах заслуги; некоторые из них представляются себе рубящими лес; место их пребывания весьма холодное, так что им кажется, будто они согреваются своим трудом. С ними я также беседовал, и мне было дано спросить, не хотели бы они покинуть это место. Они отвечали, что пока еще не заслужили этого своим трудом; когда же это их состояние было пройдено, их вывели оттуда прочь. Эти духи натуральны, ибо желание самим заслужить спасение - не духовно. Больше того, они ставят себя превыше других, или даже их презирают. Если в той жизни они не получают радости в большей степени, чем окружающие, то проникаются ненавистью против Господа; вследствие чего когда они рубят лес, временами под древесиной показывается как будто нечто от Господа, и это происходит от их ненависти. Но поскольку они вели благочестивую жизнь и поступали худо по неведению, в котором скрывалась частица невинности, то временами к ним посылаются ангелы и утешают их. АС 4943; 1110; 1111
Те, кто приходят в духовный мир из христианских земель, кто вел там нравственную жизнь и имел некоторое милосердие к ближнему, но мало заботился о духовных предметах, по большей части отсылаются в места под ступнями и пятками и удерживаются там, доколе не избавятся от природных убеждений, в которых они пребывают, и не напитаются духовными и небесными - в той степени, насколько это возможно по их жизни; и когда они так напитаются, их возносят оттуда в небесные общества. Я видел их возносимыми туда и их радость от вступления в небесный свет. АС 4944
Все эти действия пустошения, надо полагать, совершаются в тех частях нижней земли, которые соответствуют кишечнику, откуда очищенные добрые духи возносятся тем же порядком, как хилус всасывается кровеносными и млечными сосудами. Несомненно, все пути исправления и пустошения духов представлены в тех способах, коими обрабатывается пищевая кашица; некоторых мы коснулись вкратце, другие же рассмотрим яснее при изучении печени и поджелудочной железы. Кишечник вообще состоит из двух отделов - тонких кишок и толстых, причем каждые делятся еще на три или более зон. Тонкие кишки очень длинные, извилистые и обильно снабжены впитывающими сосудами. Полупереваренная пища из желудка уходит непосредственно в них, и тут попадает в среду желчи, панкреатического и кишечного соков.
Под действием желчи большая часть "мышцеобразующих" элементов немедленно выпадает в осадок, тем самым отделяется от нечистот и выдерживается для растворения панкреатическим соком; также часть жира обращается в подобие мыла, и в этой форме легко впитывается. Панкреатический сок способствует растворению белкового осадка, быстро создает из остатков жира млечную кашицу и также, с помощью соков, выделяемых железами кишечной стенки, завершает процесс превращения крахмала в сахар; в этих формах жир и крахмал легко всасываются. Остатки пищевой кашицы, включая те полезные элементы, которые еще не завершили своей трансформации, быстро проходят дальше, подвергаясь все более и более суровой обработке; на каждом повороте от общей массы отделяются порции питательных веществ, и к тому времени, когда она достигнет толстой кишки, называемой также ободочной, в ней едва ли найдется что-либо пригодное для нужд тела.
Остатки, дошедшие до ободочной кишки, уже не рассматриваются в качестве пищи, которую по возможности следует восстановить для добрых служб в организме; но здесь они уплотняются, готовясь к извержению вон, и также напоследок отжимаются, чтобы уберечь малейшие крохи хоть сколько-то питательных соков. Обратимся к соответствию с нижней землей. Тот факт, что могут быть спасены даже те духи, которые столь долго сопротивлялись и доброму, и жестокому обращению, крепко держась за грешников, пока омерзительность оных не раскрылась во всей мыслимой полноте, - этот факт изображает бесконечность спасающей милости Божьей, ибо она не позволяет пропасть и малейшей черте человеческого духа, которая могла бы быть спасена для небесной жизни. Существуют духи, рассказывает нам Сведенборг,
которые вели злую жизнь, но все же имели некоторые проблески скрытого в них добра. Эти остатки позволяют им обрести едва заметную духовную жизнь после многих веков пустошения. АС 5561
Эти духи, возможно, были взяты из области ободочной кишки. Другие, подобные им и соответствующие содержимому этой кишки, часть из которых все же спасается, описаны как находящие радость в грабежах и убийствах, но все же имеющие крупицы человечности (АС 5393).
Что же касается тех, кто соответствует кишечной стенке и потому является частью Величайшего Человека, они должны быть таковы, что находят свое удовольствие в исправлении и наказании новопришедших духов, хотя - по справедливости и в целях их преобразования. Те, кто соответствует тонким кишкам и в особенности их верхней части, где наиболее обильно впитываются питательные вещества, находят главное удовольствие в освобождении добрых духов от злых - если необходимо, путем жестких внушений, - и во введении их в компанию небесных сотоварищей. Но те, которые пребывают в толстом кишечнике, и особенно те, что по службам своим отвечают прямой кишке, находят радость в наказании злых, держа их как бы в оковах, - впрочем, с внутренней целью защищать от них добро.
Разумеется, те, кто совершенно лишены любви к благу и даже добрых "реликвий" (поступков) детского возраста, но полностью сосредоточены на своей соби, - не имеют основы для небесного развития. Пытаться сделать из них ангелов равносильно тому, чтобы полностью их разрушить и создать вместо них новых духов. Поэтому их не разрушают, но позволяют наслаждаться своими омерзительными удовольствиями в той мере, насколько это возможно без причинения зла окружающим.
Те, кто в своей телесной жизни сделали целью чувственные удовольствия и любили потворствовать одним своим природным склонностям, кто жил в роскоши и веселье, заботясь только о себе и о мiрском, вовсе не помышляя притом о Божественном, и потому был лишен веры и милосердия, - те после смерти сначала вводятся в жизнь, подобную той, какую они вели в мiре. Есть место - впереди, к левой стороне и на значительной глубине, - где сплошь одни удовольствия, спортивные состязания, танцы, пиры и легкая болтовня; сюда-то приводятся эти духи, и тогда они не знают иного, будто еще продолжают жить в мiре. Но через краткое время сцена меняется, ибо они уносятся вниз, в ад. Ибо удовольствия чисто телесные превращаются в другой жизни в нечто подобное калу; я видел этих духов в аду, с жалобами таскавших навоз. AC 943
В другой жизни качества духов становятся ощутимыми по их запахам:
Те, кто предавались одним чувственным удовольствиям и жили без милосердия и веры, источают запах кала. То же случается с теми, кто проводил жизнь в прелюбодеяниях, однако их вонь еще более отвратительна. АС 1514
Таким образом, все те, кто провел жизнь в сосредоточенном эгоизме, без всякого милосердия или человечности по отношению к людям, им не потворствовавшим, а также те, кто находил свое удовольствие единственно в скупости, или жестокости, или грабеже, или просто в самолюбивой праздности, или в какой-либо иной форме зла, - все они по необходимости напрочь отделяются от Величайшего Человека.
В каждом из нас действия кишечника, что касается пищеварения и всасывания питательных веществ, почти не ощущаются. То же справедливо и в отношении действий нашего духа - как он набирается силы из тех истин и добра, которые мы изучаем и принимаем в жизнь. Заметно лишь, что этот процесс идет и что мы по временам явно укрепляемся от подобной духовной пищи. Но большинство получаемых нами истин содержится в таких внешних формах, которые сами по себе имеют мало цены; и тот дух, что возрастает в здоровой мудрости, вычленяет ее крупицы из этих форм, предавая шелуху внешних знаний забвению. Кроме того, наш дух освежается приятными природными вещами, которые суть соответствия добрым чувствам и мыслям. Этой цели могут служить музыка, прекрасные ландшафты и картины, вкусная еда и другие реалии, услаждающие наши чувства. Здоровый дух любит их за приносимую ими пользу, чувственные же впечатления быстро покидают его; но нездоровый дух, словно очарованный, в праздности приклеивается к этим последним, удерживая их в памяти еще долго после того, как их служба окончена, - и вследствие этого возрастает духовно-тупым и несчастным.
|