4. Желудок
Перевод с английского - М.Глебов, 2003
Мир Духов подобен приемному залу, где сперва все собираются, также он подобен желудку, в котором сначала собирается вся пища; больше того, желудок соответствует тому миру. AR 791
И еще мы читаем:
Мир Духов, который находится на полпути между Небесами и адом, - куда каждый человек сначала приходит после смерти и где приготавливается, - соответствует желудку, в котором все туда попавшие приготавливаются стать либо кровью и плотью, либо экскрементами и мочой. AR 204
Известно, что питание, или пища, перерабатывается многоразличными путями в желудке, чтобы ее внутренние части, пригодные для употребления, могли быть извлечены, а именно те, которые поступают в млечный сок (хилус) и затем в кровь; и этот процесс продолжается далее в кишках. Эти действия представлены первой операцией над духами, с каждым по его жизни в мiру, чтобы злые элементы могли быть отделены, добрые же, пригодные к службе, могли быть собраны. Поэтому можно сказать про души, или духов, вскоре после их смерти, или отделения от тела, что они приходят как бы в область желудка, где очищаются и приводятся к порядку. Те, в ком верховодит зло, после того, как с ними бились напрасно, вгоняются из желудка в кишки, вплоть до самого их конца, называемого толстой и прямой кишкою, и оттуда извергаются во внешний сквозняк, то есть в ад. Но те, в ком господствовало добро, после некоторых суровых вразумлений и очищения становятся млечным соком и уходят в кровь - некоторые более длинным путем, другие более кратким, иные вразумляются очень жестко, другие мягче, а третьи лишь самую малость; эти последние представлены соками в пище, которые немедленно впитываются кровеносными сосудами и уносятся в их циркуляции даже до мозга, и еще дальше. AC 5174
Некоторые из добрых духов этого рода, как мы уже видели, приемлются в Небеса еще прежде желудка, через канальцы ротовой полости. Другие же, в равной мере добрые и чистые, теснее привязаны к мирским делам и друзьям; они, подобно сокам пищи, затерянным среди ее твердых частиц, уносятся в общее место сбора всех новых духов, где вскорости обретают духовную свободу и лишь чуть более долгим путем достигают небес.
Строго говоря, в Мире Духов, которому соответствует желудок (AR 791), духи могут оставаться от месяца до тридцати лет (AR 866); здесь их собирается громадное множество; они живут и работают в обществах, наподобие того, как происходит в Небесах и в аду. Задача, решаемая здесь, состоит главным образом в раскрытии их внутренностей; это есть то самое, что Сведенборг называет "вторым состоянием после смерти", то есть состоянием их внутренних начал.
По миновании первого состояния, о котором сказано выше, т.е. состояния внешности, человек-дух вступает во второе - в состояние внутренних начал своих, или внутреннее, т.е. в состояние внутренней воли своей и помыслов по ней, в котором был и в миру, когда мыслил сам по себе, свободно, без всякого стеснения. В состояние это он впадает бессознательно, не замечая того, как бывало и в миру, когда, сосредоточив внутрь внешние помыслы, на которых основана речь, он пребывал в одних внутренних помышлениях. Впадая в такое состояние, человек-дух пребывает в себе и в самой жизни своей, ибо свободное мышление по своим чувствам есть собственно жизнь человека, есть сам человек. НН 502
В этом состоянии дух мыслит вполне согласно с волей своей, а стало быть, и по чувствам или по любви своей, и потому помыслы его и воля сливаются в одно, и до такой степени в одно, что в нем почти не заметно мыслей, а видно только, что он желает или хочет. То же делается, если он говорит, с той разницей, что тут заметно какое-то опасение, как бы не проговориться, не обнаружить помыслов воли, потому что эта осторожность по привычке в мирской, гражданской жизни также вошла в хотение или волю его. НН 503
В этом состоянии манеры речи и поведения, посредством которых он являлся перед обществом, отделяются от него, как шелуха от пшеницы и клетчатка от крахмала, сахара или питательных соков, которую все они содержат; и его внутренние хотения действуют свободно, не скрытые каким-либо искусственным покровом. Ибо именно в растворении этой клетчатки и извлечении на волю содержимого и заключается принципиальная задача желудка.
Пища в желудке собирается в существенных количествах и прокручивается там по спирали - в широком конце желудка, далее в сторону так называемого "привратника" (входа в кишки) и, в восходящей петле, назад к пищеводу. Без сомнения, это происходит с бесконечным разнообразием, так что отдельные части пищи могут замедлить движение и даже рассеяться по крошечным полостям в остальном содержимом ради специальной обработки. И в то же время вся масса перемешивается и обрабатывается кислотным желудочным соком, задача которого состоит в высвобождении чистейших элементов еды и в более полном отделении их от всего нечистого и бесполезного.
Желудочные соки непрестанно выделяются на протяжении всего пищеварительного процесса - и вновь постоянно впитываются покровами желудка, унося с собой растворенные части пищи и возвращаясь за следующей порцией. Количество сока, требуемого для пищеварения, таково, что тело не смогло бы обеспечить его иначе, как посредством его многократного впитывания и повторного выделения. И как в слюне содержится органический элемент птиалин, чья служба - инициировать изменения в крахмале и сахаре, переводя их в форму, которая может быть поглощена организмом, - так же и в желудке имеется особое органическое вещество, называемое пепсином; смешиваясь с желудочными соками, он ускоряет растворение протеинов - тех элементов пищи, которые используются телом для роста мышц.
Скопившаяся таким образом пища подобна обществам духов, пребывающих в подобных состояниях; желудочный же сок подобен наставлениям касательно добра, зла, а также вещей, которые имеют жизнь либо, напротив, мертвы и бесполезны; для добрых духов эти наставления служат средством к усиленной и более радостной деятельности, для злых же - средством их само-проклятия в отрицании добра и истин.
Все жившие на земле в добре и по совести, а стало быть, признававшие Божественное начало и любившие Божеские истины, а в особенности прилагавшие их к делу, будучи приведены в состояние внутренних начал своих, как бы внезапно пробуждаются от сна или будто выходят из-под тени на солнце, ибо они тогда мыслят при помощи небесного света, следовательно, по внутренней мудрости, и поступают по благу, следовательно, по внутреннему чувству своему. Небесное начало влияет на помыслы и хотение их и, сообщая их с ангелами небесными, разливает внутри них усладу и блаженство, которого они прежде не знавали. Они тогда признают Господа и чтут Его самой жизнью своей, потому что, перейдя во внутреннее состояние, они живут настоящей, свойственной им жизнью. Они признают и чтут Господа по свободной воле своей, потому что свобода принадлежит внутреннему чувству. Таким образом, они удаляются от благочестия внешнего и обращаются к благочестию внутреннему, в котором и состоит истинное богопочитание.
Таково состояние христиан, живших по закону Слова; но противно этому состояние тех, что жили на земле во зле и у которых не было совести, вследствие чего они отрицали все Божественное. (…) Дурные наклонности вовлекают их в преступления, ведут к презрению других, к обидам, поношениям, ненависти, мести. НН 506
Физиология утверждает, что крахмалистые элементы пищи, равно как и тростниковый сахар, не поглощаются в желудке, но под действием слюны, а затем панкреатических и кишечных соков превращаются в более удобно поглощаемую форму сахара, который обычно называют виноградным сахаром или глюкозой; в этой форме они принимаются кровеносными и млечными сосудами; жирные элементы пищи без изменений спускаются в кишки, где вскоре под действием желчи и выделений поджелудочной железы приводятся в состояние эмульсии, или млечного сока; растительное масло рассеивается мельчайшими частицами, которые сохраняются как бы в растворе, с которым и могут быть впитаны; таким образом, желудочный сок растворяет лишь "мышцеобразующие" элементы пищи - постное мясо, вязкие частицы молока и клейковину зерновых. Часть всего этого, будучи растворенным, немедленно принимается кровеносными и млечными сосудами желудка; прочее же, требующее дальнейшего очищения желчью и панкреатическим соком, относится недалеко в кишечник.
Соответственно, мы можем предположить, что лишь малая часть духов - наиболее увлеченных и бескорыстных в исполнении своих служб - возносится к местам наставлений прямо из области желудка. Большая же их часть нуждается в дальнейшей обработке. Сведенборг указывает, что большинство людей, прежде чем быть взятыми в Небо, пребывают на нижней земле (AC 4728).
О крахмале и жире мы поговорим позже, когда дойдем до кишок и поджелудочной железы. Сахар же соответствует духовной сладости и приятности, которая мгновенно ободряет и побуждает к действию, и - в должной пропорции к чувству удовлетворенности от благих дел - служит здоровым питанием для души. Азотистые же элементы пищи, укрепляющие мыщцы тела, соответствуют любви к полезным делам. Именно ради их усвоения и служит желудок в духовном мире: для осторожного отделения их от привычных форм, условностей и множества эгоистических соображений, которые примешиваются к трудолюбию каждого человека; также избавляет от привычки к праздности и к потворству своим прихотям, в то же время возбуждая стремление приносить пользу Господнему Царству (для чего эта пища и предназначена), и также учиться делать это мудро и хорошо.
Благо, существующее у людей, в огромной степени состоит из различных видов любви к труду. Эта любовь может быть сильно смешана с любовью к мiру и различным воздаяниям за труд, а также ложно направлена ошибочными представлениями о том, что считать полезным, и бестолковыми требованиями общества; тем не менее, любовь эта в какой-либо форме присутствует в каждом духе, который вне полезной деятельности ощущает себя несчастным и вообще предпочитает исполнение добрых дел награде за них; и все такие духи собираются, обучаются и очищаются в Мире Духов.
Важнейшим из кислых растворяющих соков желудка является соляная кислота - производное обычной пищевой соли. Соль же прообразует тот принцип, что благо и истина нуждаются друг в друге и взаимно принадлежат друг другу; причем активная составляющая соли изображает стремление всякого блага найти свою истину, а всякой истине - отыскать свое благо; пассивная, или щелочная, составляющая может обозначать, что порознь они бессильны. Растворение пищи посредством активной составляющей должно означать избавление от всех препятствий к прилежному обучению делать добро или жить жизнью истины. А те органические вещества, посредством которых это растворение ускоряется, должны изображать личные усилия очищаемого духа либо предупреждения ангелов, которые находят удовольствие, помогая воссоединять каждое благо со своей истиной (см. HH 425). Действие желудочных соков в немедленной приостановке процессов гниения пищи прообразует тот факт, что духам не дозволены нисхождение в худшее зло или в большую степень профанации, чем те, кои они стяжали жизнью в мiру.
Посредством такого влияния и наставлений добрые духи вводятся в более свободную и активную жизнь, быстро отделяясь от своих земных привычек и желаний. Напротив, злые духи, любящие свою собь и мiрские успехи превыше всего, отвергают истину, и когда являются к тем, кто принял ее, они вызывают отвращение друг у друга. О них Сведенборг писал:
Большей частью носятся они в обширной окружности и всюду показываются добрым духам, чтобы эти видели, каковы они; при взгляде на них добрые духи отвращаются, а затем и сами посетители их, т.е. дурные духи эти, отворачиваются от них лицом в ту сторону, где находится их адское общество, т.е. куда им окончательно должно прибыть. НН 511
Те из добрых духов, которые утвердились в каких-либо лжи или зле, от коих им предстоит освободиться, также отвращаются от тех, кто принимает истины, - и проходят через другую стадию очищения. Истина, которой их обучают в этом состоянии и которая представлена общими пищеварительными соками желудка, имеет своей целью ввести добрых в духовную свободу и также отделить от них злых. Это не есть внутренняя духовная истина, но внешняя - религиозная и нравственная, какая может быть извлечена из буквы Писания пребывающими в небесном свете и любящими небесное благо. Внутренняя же истина, просвещающая гораздо полнее касательно Господа, Небес и духовного смысла Писания, дается добрым духам в их следующих местах пребывания, описанных Сведенборгом как "места наставления", куда добрые духи приходят в их "третьем состоянии после смерти". Каким образом Господь ведет и контролирует всех духов, даже когда они кажутся смешанными в одной массе, описано следующим образом:
Возле меня была многочисленная толпа духов, голоса которых слышались как что-то беспорядочное и протяжное. Они жаловались, говоря о приближающейся катастрофе; ибо в этой толпе ничто не казалось упорядоченным, и это заставляло их бояться беды. Они предполагали, что угрожающее им разрушение будет тотальным, как то и бывает во всех подобных случаях. Однако из их средины я постигал мягкий звук, ангельски-сладостный, в котором не было ничего, кроме порядка. Ибо там внутри находились группы ангелов, тогда как толпа духов, к которой относилось все беспорядочное, окружала их извне. Это ангельское звучание продолжалось долгое время, и было сказано, что таким образом было представлено, как Господь управляет внешними вещами, спутанными и беспорядочными, из того, что пребывает спокойным в центре, посредством чего хаос в окружности приводится к порядку, будучи избавленным от своего природного несовершенства. AC 5396
Слюна в Величайшем Человеке изображает такой род знаний о Небесах и Мире Духов, который служит для введения новичков в общества духовного мира. У людей же слюна соответствует постижению их собственного состояния и желаний, и это является средством принятия в свою жизнь всякой новой истины. Если сахар, соль или другая твердая пища окажутся на сухом языке, мы совершенно не почувствуем их вкуса; но как только слюна или другая жидкость растворит хотя бы кусочек, вкус постигается. Точно так же мы можем выслушать новую истину, не зная и не задумываясь об ее отношении к нашему собственному состоянию или состояниям других людей, и тогда она остается безжизненной; но едва мы начинаем постигать эту взаимосвязь, как тут же чувствуется согласие или несогласие этой истины с нашей жизнью, и тогда истина либо принимается нами, либо отвергается.
Поэтому плевать на что-нибудь - прообразует крайнее несогласие с чьим-либо состоянием жизни. С другой стороны, плевок, из которого Господь сделал брение и помазал глаза слепому, изображает простейшую истину о Его жизни, которая, будучи приноровлена к постижению земных людей, показывает взаимосвязь между их жизнями и Его, открывая им глаза на духовные предметы.
После того, как мы получили и приняли знание о том, что хорошо и что истинно, которое служит пищей для нашего духа, мы можем и дальше размышлять об этом, а можем "унести их к себе домой" с решимостью действительно жить, как они велят. Эта решимость принять благо и истину в свою жизнь, подобно желудочному соку, отделяет в наших поступках самую сущность блага от той конкретной внешней формы, в которую оно неизбежно облечено, и осуществляет процесс его "усвоения" столь же незаметно, как действуют соки в желудке; мы можем даже и вовсе не знать об этом процессе, ощущая лишь прилив бодрости и сил в исполнении наших обязанностей.
Несварение желудка подобно тому, как мы насыщаемся знаниями или понятиями, смысла которых не постигаем, и томительно мусолим их в памяти, тщетно стремясь извлечь из них хоть какую-то пользу. Мы проникаемся усталостью и отвращением к ним, а затем, на время, и ко всякому знанию вообще. В Небесах также случалось подобие несварения, когда в Мире Духов скапливались и подолгу оставались те, кто были добры внешне и злы внутренне, и эти внутренности не могли быть вскрыты вплоть до времени Последнего Суда. Затем "пищеварительным соком" новой Истины их внешность была наконец взломана, и внутренне добрые собраны в Небеса, злые же извержены вон.
|