Начало 2. Слюна

Перевод с английского - М.Глебов, 2003

Служба слюнных желез состоит в том, чтобы выделять водянистую жидкость, которая, смешиваясь с пищей, смягчает и увлажняет ее, приводя ее практически в полужидкое состояние, благодаря чему она легко проходит сквозь горло и пищевод в желудок. Слюна имеет и другие вспомогательные службы, которые мы вскоре рассмотрим, но эта - самая важная.

Во всех трех Царствах Природы вода является средством обращения: она обеспечивает доставку элементов, необходимых для питания и роста, в кровеносную систему животных, в жилы растений и мельчайшие трещины минералов. Что касается ее чистящих свойств, вода соответствует истинам, позволяющим различать правильное от ложного. В отношении ее питательных свойств и подвижности вода отвечает тем же истинам, которые обучают нас правильным поступкам и, таким образом, позволяют реализовываться тем нашим желаниям, которые, в отсутствие этих истин, оставались бы инертными и беспомощными.

Поэтому слюна, являющаяся практически чистой водой (ибо она содержит лишь около 1% твердого вещества), изображает те поучения, которые сперва даются новопришедшим духам касательно того мира, куда они теперь явились, о том, что им позволительно и возможно делать, а также сведения об их товарищах, покинувших земную жизнь раньше, - поучения, дающие им свободу направиться, куда бы они ни пожелали.

Слюнная жидкость выделяется из больших желез, расположенных сзади нижней челюсти, а также под ней и под языком; они, при необходимости, производят обильные выделения из общей системы циркуляции, что соответствует информации о текущем состоянии и нуждах Небесного Человека и Мира Духов.

Служба чистейшей части слюны состоит в том, чтобы однородно перемешиваться с едой, растворять те ее элементы, которые могут быть полностью растворены, и сразу вводить их в общую систему циркуляции, остальные же элементы размягчать до полужидкого состояния, чтобы они легко проходили в желудок. Эта служба соответствует поучениям о Небесах и небесной жизни, необходимым для немедленного введения в Небеса тех, чье состояние годится для этого; прочим же такие сведения помогают на их окольном пути к Небесам.

Вязкие элементы причелюстных слюнных желез и особенно слизь, выделяемая железами ротовой полости, имеют особую задачу смазывать пищу, чтобы она легко проходила через пищевод в желудок; это соответствует поучениям, посредством которых новички вводятся в общества Мира Духов, где и остаются для дальнейшей подготовки. Сами слюнные железы соответствуют обществам духовных ангелов, любящих приобретать такие сведения и передавать их другим. Касательно таких поучений - которые, как мы увидим, даются незамедлительно после того, как дух минует область губ, - мы читаем следующее:

Небесные ангелы (ангелы любви), находящиеся при восставшем, не покидают его сами, любя одинаково всякого человека. Но если дух таков, что не может долее пребывать в обществе ангелов небесных, то он сам хочет от них отделиться. Тогда являются ангелы духовные (разума), приносящие ему свет; до этого он мог только мыслить, но ничего не видел. (…) Ангелы крайне внимательно блюдут, чтобы в восставшем не возникало никакой мысли, кроме истекающей от любви; тогда они объявляют ему, что он дух. Коль скоро вновь прибывшему духу дан свет, то духовные ангелы оказывают ему всякие услуги, какие он только может в этом состоянии пожелать, и поучают его во всем относящемся к будущей жизни, насколько он способен понять это. Если же восставший не таков, чтобы желать поучений, то он порывается из сообщества ангелов, но не они сами покидают его, а он от них отделяется: ангелы любят всякого и жаждут служить всем, поучать и возносить каждого к небесам; это их первая услада.

Разобщаясь таким образом с ангелами, восставший принимается добрыми духами, которые также оказывают ему всякие услуги. Но если жизнь его на земле была такова, что он не может пребывать в обществе добрых духов, то он стремится и от них, и это повторяется, пока он не найдет товарищества, которое бы вполне отвечало мирской жизни его. Тут он обретает жизнь по себе и, как ни дивно это, продолжает жить подобно тому, как жил на земле. НН 450

Это начальное состояние жизни человека после смерти длится только несколько дней. НН 451

В посмертно изданном трактате Сведенборга о Последнем Суде имеется следующее свидетельство о встрече и поучении новопришедших духов:

Когда человек после смерти приходит в духовный мир, что обыкновенно случается на третий день после кончины, он обнаруживает себя ведущим жизнь, совершенно подобную той, которую вел еще в мiре, в подобном же доме, комнате и спальне, в такой же одежде и окруженный теми же предметами, и даже в обществе сходных жильцов; если он был королем или принцем, то обнаруживает себя в подобном дворце, если земледельцем - в такой же избушке; топорно сделанные вещи окружают одного, великолепные - другого. Такое случается после смерти с каждым, ради того, чтобы смерть не казалась смертью, но продолжением жизни, ибо последнее состояние природной жизни сделалось первым состоянием жизни духовной; и чтобы, вследствие этого, человек продолжал движение к своей цели, которая находится либо в Небесах, либо в аду.

Когда новопришедшие в духовный мир пребывают в этом первом состоянии, к ним являются ангелы, чтобы поздравить со счастливым прибытием, и на первым порах беседы с новичками очень их забавляют, поскольку те обычно не думают иначе, будто все еще живут в прежнем мире. Поэтому ангелы спрашивают, что они думают о жизни после смерти, новички же отвечают согласно их прежним убеждениям: некоторые - просто, что они не знают, другие - что они станут привидениями или родом эфирных созданий, третьи - что они сделаются прозрачными воздушными телами, четвертые - что будут летучими призраками, то ли в эфире, то ли в воздухе, то ли в воде или даже в центре Земли; а некоторые говорят, что души, как и ангелы, пребывают в звездах; иные же из новичков и вовсе отрицают, что какой-либо человек живет после смерти.

Выслушав такие ответы, ангелы говорят: "Добро пожаловать! Мы покажем вам нечто новое, чего вы прежде не знали или чему не верили, а именно, что каждый человек по смерти живет человеком в своем теле, точь-в-точь как жил до того". На это новички возражают: "Да это же невозможно! Откуда он возьмет тело? Не лежит ли оно, со всеми принадлежностями, мертвым в могиле?" Ангелы с улыбкой отвечают: "Мы дадим вам наглядное подтверждение". И вопрошают далее: "Разве вы - не человек в совершенной форме? Обследуйте и почувствуйте себя! А ведь вы уже покинули материальный мир. Если же вы до сих пор не знали этого, так случилось потому, что первое состояние жизни по смерти в точности подобно последнему состоянию жизни перед смертью." Услышав это, новички удивляются и в сердечной радости восклицают: "Слава Богу, что мы живы и что смерть не истребила нас!" Очень часто я слышал, как новичков инструктируют касательно их посмертной жизни и как они радуются своему воскресению. LJP 125-133

Далее следуют примеры ангельских поучений насчет "скончания века", разрушения мира и конца Церкви; затем, немного спустя, ангелы вывели новичков показать им Солнце Небес и прекрасные изображения тех наставлений, которые ангелы и духи получают от Господа, Сущего в Солнце, и того наития Божественной Истины, которую могут принимать люди на Земле. Следом они также показали, насколько в то время, накануне Последнего Суда, умножились злые духи, отрезающие путь небесному свету к душам земных людей. Все эти вещи относятся к поучениям, даваемым ангелами с целью ввести новичков в жизнь духовного мира.

Те растворимые части пищи, которые могут быть немедленно впитаны организмом, соответствуют тем духам, кто с готовностью принимает наставления о Небесах и способен сразу им подчиниться. Другие части, не столь быстро растворимые и впитываемые, соответствуют духам, нуждающимся в более постепенном приготовлении.

Небольшое количество органических веществ, содержащихся в слюне, исполняет важную дополнительную службу: они начинают подготовительную обработку тех элементов пищи, которые еще не готовы к впитыванию. Так, сладость фруктов содержится в форме, готовой к немедленному всасыванию организмом. Но сладость тростникового сахара нуждается в химическом соединении с малым количеством воды, чтобы прийти в ту же форму. Крахмал и клейкие вещества, химически подобные этому сахару, также требуют неких добавок, чтобы уподобиться фруктозе. И органические вещества, содержащиеся в слюне, одним своим присутствием ускоряют этот химический сдвиг; при первом же контакте со слюной часть сахара и крахмала испытывает мгновенную трансформацию.

Химическое соединение этих веществ с малой добавкой воды вряд ли соответствует чему-либо еще, кроме принятия духами малейших необходимых истин в свою жизнь. А органические вещества из слюнных желез, стимулирующие это принятие, по-видимому, соответствуют влиянию ангелов, которые, ободряя или предупреждая тех новичков, кто уже находится в благе, вводят их в более чистые истины и в более глубокое смирение, чем они имели прежде. Слегка щелочная реакция слюны, возможно, изображает ограничение самоуверенности новичков и побуждение их к признанию, что собь человека в духовном царстве есть ничто, Господняя же Собь есть все.

Разумеется, вся масса растворимой пищи никоим образом не может быть впитана еще во рту; большая ее часть, растворенная и растворяющаяся в слюне, уносится в желудок; а большая часть из этой идет еще дальше, в кишки, прежде чем быть поглощенной организмом. И нет сомнений, что, по соответствию с этим, многие новички, хотя и открытые к духовным поучениям, все же вначале стремятся в общество своих прежних друзей, обретающихся в Мире Духов, и возводятся в Небеса более долгим путем, подготавливаясь к тому различными способами.