Религия развеянных по свету одиночек (4)
Автор: Михаил Глебов, март 2003
Однако, признавая "нормальность" такого раздробленно-рассеянного состояния Новой Церкви, мы не должны ударяться в крайность и объявлять ненужными любые ее официальные структуры, которые вот уже двести лет неторопливо складываются и дробятся по всему земному шару. Ибо Закон Божественного Порядка таков, что любая реалия, дабы существовать в Духовном мире вечно и иметь там какое-либо значение, непременно должна осуществиться в последних, а под "последними" разумеется наш земной, материальный мир. Именно поэтому мы рождаемся на Земле в материальных телах, именно поэтому должны здесь пройти искушения и определиться со своей вечной участью. То, что не доходит до земли, скоро рассеивается, подобно нашим мечтам и планам, которые так и остались невыполненными.
Всякая церковь, чтобы быть действительно Божьей Церковью, а не простым клубом по интересам, обязана соответствовать очень многим требованиям, которые даже большей частью нам не известны и не могут быть известны; но одно из них, прямо вытекающее из книг Сведенборга, заключается в том, что Церковь (на земле) невозможна без внешнего богослужения, как наш дух (на земле) невозможен без нашего тела.
Даже оставив в стороне духовно-мистические вопросы, подумайте: если бы на нашей планете не было организованной Новой Церкви, кто бы сохранял в неприкосновенности Откровение, изложенное в книгах Сведенборга? (Он, между прочим, прямо указывал в качестве одной из причин сохранения Иудейской религии, вконец опустошенной духовно, тот факт, что они свято чтут и берегут Откровение на его первоначальном языке, хотя сами и не понимают его
внутреннего смысла.) Кто на церковные деньги, т.е. на взносы верующих, публиковал бы эти книги, которые, не будучи детективами, вряд ли способны коммерчески окупить себя? Кто бы создавал, поддерживал и оплачивал важнейшие сайты Сети - как, например, TheHeavenlyDoctrines.Org, содержащий полное собрание книг Сведенборга на английском языке, доступ к которым бесплатен и открыт всем? Кто бы, при необходимости, отвечал на наши вопросы? - Охотно пользуясь всеми этими благами и презрительно отвергая их источник, мы уподобляемся крыловской свинье под дубом.
Однако, с моей точки зрения, рядовому человеку, считающему себя сведенборгианцем, нельзя ударяться и в "церковно-стремительную" крайность. Ибо из того несомненного факта, что каждая Божья Церковь должна иметь свое воплощение в последних, т.е. располагать на Земле какими-то организационными и материальными структурами, - из этого факта вовсе не следует, что любой человек, по убеждению причисляющий себя к данной религии, должен быть и в материально-бытовом отношении привязан к этим структурам наподобие того, как православные или католики лепятся к своему приходскому храму. Это - желательно, это со всех точек зрения предпочтительно и удобно, но это нельзя признать категорически необходимым условием спасения. Ибо, как уже подробно рассматривалось выше, реальность существования Новой Церкви такова, что ее члены живут в крайнем рассеянии и общаются главным образом письмами или посредством Сети. Ультимативно требовать от них физической принадлежности к какой-либо организованной общине означало бы фактически признать их безнадежными для спасения, коль скоро они этого не могут.
Во многих местах подчеркивая необходимость внешнего богослужения, Сведенборг столь же часто оговаривался, что внешнее богослужение без внутреннего совсем ничтожно и ничего не дает для спасения. (А разве мы сами об этом не догадывались?) В других же местах (например, с большой подробностью в "Небесных тайнах") указывалось, что внутреннее богослужение возможно лишь для тех людей, которые имеют милосердие, понимаемое не в бытовом, а в духовном смысле, т.е. когда Господь "сотворяет в нас Свою обитель", - здесь я страшно боюсь погрузиться в богословие и потому лишь замечу, что такое состояние приходит с возрождением, которое при сегодняшнем фактическом положении дел доступно в их земной жизни лишь очень немногим людям. Иными словами, практически все современные прихожане участвуют во внешнем богослужении без внутреннего, а оно, как было сказано, "ничтожно". - Я вовсе не хочу сказать этим, что при возможности в нем не следует участвовать. Я говорю лишь, что если у вас физически нет такой возможности, вам этого на том свете не припомнят. Или представьте, к примеру, Робинзона на его острове: если он был искренне верующим человеком и жил хорошо, то телесная удаленность от ближайшего церковного алтаря, конечно, не могла повредить делу его спасения.
Однако у Новой Церкви - в том виде, как она есть - имеется еще дополнительная закавыка, снижающая значение принадлежности верующего к организованной общине. И заключается она в том доктринальном разнобое, который совершенно неизбежен в условиях организационной раздробленности.
Ибо всякая земная церковь для того, чтобы встать твердо, прежде всего нуждается в жестко определенной доктрине, единой для всех ее членов. Другой вопрос, что в этой доктрине может быть намешано сколько угодно лжи; но если один епископ указывает идти направо, а другой налево, паства топчется в недоумении - и, конечно, расхищается волками. Не случайно ведь собирание Христианской Церкви под крылом византийского императора началось именно со Вселенских соборов, где путем бесконечных заседаний и прений, доходящих до мордобоя, вырабатывались единые и общеобязательные основы церковного учения, богослужения и обихода. Жесткая, почти строевая дисциплина отлаженных церковных механизмов служит тем прокрустовым ложем, на котором ведь не только обрубают ноги слишком высоким, но и вытягивают до нормы слишком малых. Дурные инстинкты дурных людей, неизбежно попадающих во всякую церковную иерархию, сдерживаются этой дисциплиной или, по крайней мере, канализуются в менее опасное для мирян русло - к примеру, в междоусобную грызню за церковные должности, которая почти не касается паствы. Но извращать
доктрину по своему усмотрению они не могут, ибо тотчас же окажутся в еретиках.
Если же церковь лишена такого организационного каркаса, она, вместо регулярной армии, представляет собою подобие рассеянного партизанского движения, которое, конечно, по большому счету придерживается общих целей (допустим, воюет с фашистами), но каждый "полевой командир" действует по своему разумению, причем таким образом, как если бы на всем фронте сражался лишь он один. Хуже того, при встречах эти командиры, вместо взаимопомощи, охотно сцепляются между собой из-за власти и старшинства, так что иной раз "фашисты" решительно отходят на второй план.
В религии же такое положение особенно страшно тем, что на роль "полевых командиров" большей частью выбиваются активно-агрессивные люди, движимые не столько любовью к Богу и ближнему, сколько жаждой личной власти. И коли дело касается именно веры, они, чтобы выделиться из массы себе подобных и закрепить главенство, с большой охотой изобретают различные ереси, оправдывающие их отдельность от общего церковного тела. Такая тенденция лучше всего видна в политике: если очередной искатель власти желает возглавить партию, он первым делом выдумывает программу, отличающуюся от программ других партий, и эта разница служит публичным оправданием тому, что он не присоединился к уже существующим группам, а, так сказать, вынужден вести свою линию и теперь набирает себе помощников, т.е. подчиненных.
Провидя неизбежность такого всеобщего беспорядка в Новой Церкви, Господь через Сведенборга дал не только Откровение как таковое (в принципе сводимое к "Небесным Тайнам"), но и множество разъяснительных трудов, включая даже полноценный катехизис, каковым является книга "Новый Иерусалим и его небесное учение". Это, в сущности, неслыханное дело, чтобы тот пророк, через которого дано Откровение, не ограничился его простой передачей, но еще бы его и растолковал, и готовое учение для верующих дал! Применительно к жизни членов Новой Церкви смысл такого феномена понятен: он диктуется настоятельной необходимостью вывести истинное учение Церкви из-под контроля "полевых командиров" и дать каждому рядовому верующему ту доктринальную опору, на которую он может опираться и с высоты которой отражать наскоки волков в овечьих шкурах.
Кроме того, положение члена Новой Церкви существенно отличается от положения верующих других конфессий еще и тем, что Откровение, переданное через Сведенборга, при всей его сложности, все-таки умопостигаемо рядовым человеком, лишь бы он взял себе за труд немного подумать, тогда как Тора, Коран и даже Евангелие, несмотря на его видимую простоту, необходимо требуют квалифицированных интерпретаторов. Короче говоря, мы не можем читать китайские книжки без помощи переводчика; если же книга издана на родном языке, надобность в посредниках отпадает.
В прошлой статье я постарался показать, что наиболее существенное русло истории Новой Церкви составляют именно безвестные одиночки, порознь или мелкими группами трудно идущие к Небу. Мы о них не знаем, их жизнь и дела не зафиксированы в летописях. Там фиксировались вехи другого русла - той внешней организационной скорлупы, которая провиденциально необходима для полноценного существования Новой Церкви как одной из религий нашей планеты. Должны были люди самых разных личных достоинств сходиться вместе, устраивать сведенборгианские общества, копировать у протестантов внешние формы богослужения, строить храмы, печатать книги отца-основателя, сочинять и произносить проповеди, рыться в первоисточниках, трактуя их пятидесятью разными способами, угрюмо браниться между собой,
учреждать школы, колледжи, университеты и академии, преподавать там латынь и небесные тайны, создавать отделы по работе с молодежью, включая летние оздоровительные лагеря, - и наконец скромно
выйти на просторы Всемирной Сети.
Ибо в любой земной религии духовное содержание несколько отслаивается от косной организационной формы, в которую оно уложено; эта форма с потерей содержания теряет всякий смысл, но и содержание без формы обречено на гибель. Раз уж я потревожил дедушку Крылова, вспомню еще одну его басню - о пушках и парусах на корабле, которые поспорили, кто из них важнее, а на деле вышло, что каждый играет собственную необходимую роль: "Орудьями врагам она (страна) грозна, а паруса - гражданские в ней власти". Это я все говорю к тому, что рядовые члены Церкви, живущие в рассеянии и не имеющие практически никакой связи с ее организационной скорлупой, не должны судить эту скорлупу слишком строго. Ибо вода нуждается в сосуде, и главное не в том, красив он или коряв, а в том, что он есть.
|