Начало Религия
развеянных по свету одиночек (3)

Автор: Михаил Глебов, март 2003

В одной из вступительных статей я уже упоминал Пушкина Александра Сергеевича: если бы он не отличился уровнем своей поэзии, до его биографии никому бы не было дела, кроме соседских старушек. И обратно: люди, оценившие заслуги кого- или чего-либо, непременно хотят знать об этом побольше, вникнуть в историю, отыскать подробности. Точно тем же порядком верующий человек, освоившись и почувствовав данную церковь своим домом, уже не удовлетворяется одними вопросами доктрины, но расспрашивает об истории этой церковной организации, откуда она "есть пошла", как себя чувствует нынче и в каком направлении намерена развиваться. Что же удивительного, если подобные вопросы на определенном этапе возникли и у меня относительно сведенборгианства: откуда, что да как.

Что в русскоязычном интернете толку не добьешься, это и ежу понятно; но вот факт аналогичного вакуума в западной Сети меня всерьез озадачил. Я заглядывал на головные сайты крупнейших деноминаций Новой Церкви, рылся в свалках ученых статей и проповедей и даже обременил просьбами некоторых уважаемых мэтров, хотя им и было ужасно некогда. В результате у меня скопилась хилая папочка водянистых сведений, скорее похожих (если кто помнит) на доклады незабвенного Леонида Ильича очередному съезду КПСС, чем на толковое изложение предмета. Что касается личности Сведенборга - да, о нем так или иначе упоминает почти каждый сайт (по правде говоря, больше так, чем иначе); все переписывают фрагментики друг у друга, и тот набор информации, который представлен у меня во вводном разделе сайта, практически исчерпывает эти кладези - за вычетом развернутых исследований типа того, которое в 1952 году сочинила Сириель Однер Сигштедт. Но вот Сведенборг умер, гроб опустили в могилу, знакомые и друзья промокнули платочками слезы, - а дальше-то что? Я спрашиваю: что было дальше?

А дальше начинается поистине удивительный туман, который вообще не характерен для церковной истории других конфессий. Эта история даже является в их семинариях обязательным предметом, она всячески подчеркивается, ибо содержит много славных примеров, утверждающих авторитет данной конфессии в глазах верующих. И это правильно: если от нас, начиная со школы, требуют знать историю родной страны и родного города, если позорно не помнить, кем был твой дед или бабка, - то почему мы должны отворачиваться от прошлого той церкви, в которой состоим по велению сердца и которую на этом основании считаем своей?

Разбор добытой поштучно мелочи выявляет некоторые общие особенности. Во-первых, конкретные факты и даты упорно подменяются общими приподнятыми рассуждениями вроде того, что "их дело не пропало, декабристы разбудили Герцена…" и дальше по тексту. Жизнь идет, активность пышет, но само место действия скрыто туманом. Во-вторых, те факты, которые все-таки есть налицо, относятся больше не к идейным спорам, которые, по самой природе нового Откровения, получают здесь наибольший простор, а к церковно-местническим делам: вот собрались люди, стали выбирать, кому среди них быть епископом. Более того, в-третьих, крупнейшие пертурбации, со временем приведшие к расколу сведенборгианской церкви на несколько параллельных течений, всячески затушевываются. Православие, например, вовсе не скрывает разрыв с католичеством в 1054 году, лютеране не отрекаются от своего Лютера; даже напротив, желающим подробно разъясняют причины и ход этих конфликтов. Но Новая Церковь таинственно держит паузу, а если где и озирается в прошлое, то считает за благо обходить такие вещи стороной. Те, кто владеет английским языком, могут сами пройтись по головным сайтам разных деноминаций и убедиться в сложившемся историческом вакууме.

Зато, в-четвертых, члены Новой Церкви, допущенные к созданию web-страниц, до крайности любят перечислять великих людей прошлого, которые высоко ценили наследие Сведенборга и даже оставили потомкам хвалебные отзывы. - Почесав в затылке, я провел небольшое расследование и убедился, что основная масса подобных ссылок не соответствует действительности. Точнее говоря, сперва нужно условиться, что именно понимать под влиянием Сведенборга на ту или иную личность. К примеру, я одно время отчего-то заинтересовался Австралией: ну понравилась она мне, и все тут! Я любовно разглядывал карту, выучил Квинсленд и Новый Южный Уэльс, также перечень кенгуру и прочей подобной живности, затем это поветрие куда-то улетучилось, и теперь я с холодным сердцем прохожу мимо карты Австралии. - Спрашивается: можно ли считать, что этот приятный континент оказал неизгладимое влияние на мою судьбу или умственное развитие? Полагаю (хочу надеяться), что не оказал.

Примерно то же самое имело место и с подавляющим большинством из перечисленных великих людей. Все мы не на Марсе живем, и даже не в Советском Союзе с его железобетонной цензурой; издательства работают, книги публикуются, на прилавках завал, - и что же удивительного в том, что какой-либо поэт, писатель или философ, услышав имя некоего Сведенборга, который живьем чертей видел, из любопытства раздобыл книжечку, слегка почитал, даже заинтересовался, даже сделал несколько положительных реплик, просочившихся в прессу, - и месяца через два пошел своей дорогой, словно я мимо Австралии. Другая категория прикоснулась к Сведенборгу из-за увлечения оккультизмом, но поскольку не нашла здесь желаемого, также не задержалась надолго.

Особенно показательна длинная и скучная статья "Сведенборг среди славянских народов", написанная в 1956 году в Германии русским эмигрантом Дмитриевским. Этот человек с огромным терпением, роясь в архивах, вытаскивал копеечные упоминания о Сведенборге в уцелевших письмах Пушкина, Одоевского, Даля, Мельникова-Печерского, Достоевского и пр., хорошо известные и многократно опубликованные биографии которых не содержат ни малейших намеков на такой их интерес. Впрочем, всякому ясно, что если человек однажды мимоходом упомянул про Антарктиду, это еще не повод причислять его к полярникам. И даже если он обстоятельно занимался учением Сведенборга, отсюда еще не следует его настоящее сведенборгианство. Ибо мы не ведаем истинных целей его трудов. Так, славянофил Аксаков (1832-1903), племянник знаменитого писателя-натуралиста, заслуживший нашу вечную благодарность за перевод с латыни ключевой книги Сведенборга "О Небе и аде", оказывается, интересовался ею с оккультных позиций, куда наконец и ушел.

В результате длинный перечень великих людей, тем или иным боком коснувшихся Новой Церкви, в сущности, ни о чем не говорит и даже затемняет картину. Единственная же польза от него, вероятно, та, что несомненный авторитет этих личностей в обществе как бы частично переносится и на сведенборгианство. Некоторые авторы подобных статей не брезгуют причислять к ним даже поэта Уильяма Блейка, который, после краткого увлечения сведенборгианством, скатился в откровенный сатанизм (см. его "Бракосочетание неба и ада"), или философа Канта, сердито атаковавшего учение Сведенборга почти обывательскими аргументами (эту работу я представил на сайте, чтобы вы могли составить о таких опусах собственное мнение). Между прочим, я имел краткую переписку с одной высокообразованной дамой из Америки, которая удивительным образом совмещала приверженность Сведенборгу и Блейку и не видела тут ни малейшего противоречия.

И тогда наконец меня осенила простая догадка: скажите, а много ли мы знаем об истории христианской церкви от Христа до Вселенских соборов? Легенды здесь тесно переплетены с правдой, но дело даже не в этом, а в том, что историки зафиксировали деятельность лишь нескольких наиболее ярких епископов и также еретиков, тогда как многие тысячи местных общин, раскиданных от Ирландии до Эфиопии, никому толком не подчинявшихся и никому не известных, жили своей тихой укромной жизнью и оттого не попали в летописи. Нельзя сомневаться, что многие из их членов спаслись, но сам факт праведной жизни чаще всего проходит для историков незамеченным. Я больше скажу: в хроники обыкновенно попадают различные смутьяны и горлопаны, которые лезут в глаза наподобие лесных мухоморов с их броскими шляпками, между тем как съедобные боровики тихонько сидят себе под листиками и никого не трогают.

И я догадался, что нечто подобное имело (и доселе имеет) место в жизни Новой Церкви. Ибо, как мы рассмотрели в предыдущей статье, самый характер нового Господнего Откровения не располагает к массовости и громкой публичности. Все происходит практически явочным порядком. Человек по совету знакомых или даже вовсе случайно (как это было со мной) покупает книгу Сведенборга, проникается интересом, ищет дополнительной информации - но все его шевеления производятся в одиночку, под удивленными взглядами ближних. Мухаммед двинул на Мекку целую армию; последователи же Сведенборга чаще всего бродят поодиночке, иногда образуют группки, которые склеиваются, распадаются, переформировываются. Кто-то приводит друзей, кто-то разочаровывается и покидает компанию. Дальше личных отношений дело практически не идет. - И какую же официальную историю в этих условиях вы хотите иметь?

Видимо, следует признать такую ситуацию для Новой Церкви нормальной и не стремиться любыми путями обратить в свою веру весь соседний квартал. Задача здесь не в массовом, а в индивидуальном подходе, не в количестве, а в качестве. Не наше дело печалиться о благе человечества - это прерогатива Божья, непосильная никакому смертному человеку. Мы должны сократить масштаб своих притязаний и заботиться главным образом о чистоте собственной жизни и о конкретных знакомых нам людях. Надо полагать, те из последователей нового Откровения, которые жили именно таким образом, и составили золотой фонд Новой Церкви. Но они протекли мимо церковной истории, словно вода сквозь сито, и ушли в небытие, словно в песок; мы увидим их в славе на Небесах, но заведомо не сможем различить в анналах земной церкви.