Начало Религия
развеянных по свету одиночек (2)

Автор: Михаил Глебов, март 2003

Подобно тому, как у хорошего мастера каждый инструмент используется строго по своему назначению и тем самым приносит наибольшую отдачу (не забивайте гвозди калькулятором), так и у Господа каждая Церковь снабжена такой формой Откровения и поставлена в такие земные условия, которые наилучшим образом отвечают конкретному провиденциальному назначению этой Церкви. Но поскольку события разворачиваются в среде падшего человечества, где грех значительно преобладает над праведностью, эти "изначальные установки" неизбежно подвергаются извращениям со стороны членов церкви, причем самый характер извращений зависит от характера церковной жизни, вроде того, как ошибка, сделанная учеником в задаче, прямо зависит от содержания задачи. Поэтому каждая земная церковь страдает набором язв, хотя этот набор в каждом случае индивидуален, так что язвы различных церквей могут даже диаметрально отличаться друг от друга.

Поэтому давайте сразу примем как данность, что в нынешних реальных условиях никакая земная церковь не может представлять собою идеал, возможный лишь в обществе ангелов. Напротив, церковные коллективы и общины земных людей скорее походят на баню, где множество отчаянно грязных личностей моют и чистят себя и друг друга. При этом церковные истины служат для них тем самым мылом и водой, без которых они не могут быть допущены в небесную жизнь. И потому всякий человек, ради собственного вечного спасения скромно зашедший в ту же баню, должен быть благодарен за предоставленные ему средства мытья, и усердно пользоваться ими, и помогать окружающим, а не заявлять с высокомерным раздражением, что здесь, мол, собрались одни безнадежные свиньи.

Но поскольку такая позиция слишком серьезна, даже сурова и ко многому обязывает, большинство людей, по той или иной причине заглянувших в церковь, категорически не хотят ее признавать. Ибо чем дальше отстоит человек от совершенства, тем совершеннее он выглядит в собственных глазах и тем требовательнее оказывается к своим ближним. Где-то на подсознательном уровне он чувствует, что всеконечно осчастливил данную церковь своим вниманием и потому достоин обслуживания по категории люкс. Особенно это характерно для американцев, многие из которых рассматривают религию как своего рода замену психотерапии: вот они в рабочее время собачатся, "делают деньги" и, дойдя к воскресенью до кондиции, плетутся в церковь - посидеть, попеть псалмы, подумать о высоком и вообще отвлечься. Однажды в Сети мне попалась восхитительная статья одного такого субъекта, который описал свои блуждания из одной протестантской общины в другую: здесь для него стулья жесткие, там поют неблагозвучно, в третьем месте у пастора рожа противная. - Я кусаю себе локти, что не догадался тогда скопировать этот перл, а теперь поди найди…

Отсюда нетрудно сделать тот вывод, что чем серьезнее требования данного церковного учения, чем глубже цепляет плуг, тем существеннее затрагиваются личные интересы людей, пожелавших войти в ряды этой церкви. Ибо у каждого человека есть много вещей, не представляющих для него реальной ценности и которые он довольно легко может отдать; но есть и такие, за которые он будет сражаться до последней крайности. И поскольку абсолютное большинство современных людей де-факто живут во зле (а Сведенборг определяет самую сущность зла как эгоистическую любовь к себе и к житейскому преуспеянию, взятые как самоцель), то наиболее чувствительными для них оказываются требования разобраться в своей душе и затем всячески обуздывать это самое зло. Напротив, любые обрядовые требования, даже весьма обременительные, принимаются гораздо спокойнее: в самом деле, я поставлю Богу свечку за три рубля, а Он мне за это все грехи простит! В результате получается немыслимо выгодная сделка, где прибыль (прощение грехов) достигается путем смехотворно малых расходов. Вот почему в храмах мы нередко видим персонажей явно бандитского вида, которые смиренно целуют икону.

Иначе говоря, чем больше склоняется церковная практика к обрядовой мишуре, тем охотнее спешат туда люди за дешевым спасением, желающие и рыбку съесть, и тумаков по смерти не получить; напротив, чем сильнее смещаются требования церкви в сторону личной работы над собой, тем желающих заниматься такими вещами находится меньше. А поскольку учение Сведенборга в общем спектре религий представляет именно такую крайность - полную концентрацию на изучении Божественных Истин с целью их немедленного применения к собственной жизни, и практически полное отсутствие обрядов, - понятно, что в рядах Новой Церкви могут удержаться лишь те не слишком многочисленные люди, которые относятся к делу всерьез и уже наперед решились не пытаться работать двум господам. - И это еще одна причина малолюдства рядов последователей Сведенборга.

Каждый из нас имеет рассудок, успешно решает житейские задачи и, как следствие, убежден, что эта самая здравость обеспечит его от ошибок и в предметах более отвлеченных - в частности, в вопросах веры. Однако через того же Сведенборга была открыта истина (и каждый из нас, если честно вдумается, должен будет признать ее на собственном опыте), что в действительности человеком управляет не ум, а сердце, т.е. его желания, иногда даже вовсе не осознанные; и потому никто из нас не может смотреть на вещи абсолютно беспристрастно, но каждый смотрит через призму собственных пристрастий, пусть даже скрытых. Из этого автоматически следует вывод, что если данный человек по натуре своей зол, а зло и Божественная Истина диаметрально противоположны, - то всякое религиозное учение будет инстинктивно (по велению сердца) отталкивать его ровно в той степени, в которой оно содержит Божественную Истину. И напротив, чем больше скопилось в данном учении негодного шлака, тем охотнее он примет его, - но не ради содержащихся там крупиц Истины, а ради шлака, который завалил Истину со всех сторон. С другой стороны, та же самая причина заставляет злых людей, попавших в иерархию церкви, всячески протаскивать и наваливать подобный шлак, наличие которого делает среду их обитания в данной церкви более комфортной.

Нет никакого сомнения, что форма Божественного Откровения, данная через Сведенборга, провиденциально приноровлена Господом к существующему положению дел в обществе, которое в огромной степени отличается от того, что было при Моисее или в эпоху явления Христа. Здесь можно выделить несколько существенных пунктов, из которых я рассмотрю только социальные, т.е. не касающиеся глубинных изменений в человеческом менталитете и прочих серьезных вещей; для целей настоящего вводного очерка этого более чем достаточно.

Во-первых, в отношении светских наук, т.е. в знании законов природы и законов жизни общества, люди стали неизмеримо просвещеннее. Косный разум древних охотников и земледельцев, питавшийся конкретными простенькими наставлениями, уступил место развитым аналитическим способностям, благодаря которым человек наперед стремится разрешить все "почему" и уж потом принимает сказанное на веру. Образованный класс общества разросся, сделался гораздо более влиятельным - и, не понимая рассудком буквального смысла Библии, усвоил тенденцию презрительно отвергать ее, губя этим не только самих себя, но и всех тех людей, которые с доверием читали их "вольнодумные" книги. - Поэтому, оставив для "простецов" прежние традиционные религии, Господь нацелил Свое новое Откровение на этих "мудрых мира сего", воплотив его в такой форме, которую они смогли бы принять без ущерба для своих предрассудков. Вот почему (а) для передачи этих новых знаний был избран человек, хорошо известный и уважаемый в научном мире; (б) само Откровение имеет форму богословского (или философского) трактата, привычного и близкого ученым кругам, и (в) эти трактаты написаны в громадном количестве, что позволяет с успехом производить в них научные изыскания до конца собственной жизни.

Во-вторых, эпоха Просвещения нанесла тяжелый удар по традиционным религиям, которые к этому времени окончательно погрязли в шлаке "преданий старцев" (Мф.15:1-3). Думающие люди не только не понимали Библии, но и не находили оправдания многим вещам в существующей церковной практике; религия была признана мракобесием; атмосфера цивилизовнных обществ становилась все более атеистической - и тем в большей степени, что удаление религиозных основ нравственности выпускало на волю дурные человеческие инстинкты и, так сказать, легализовывало их. В таких условиях существование действительно живой массовой церкви сделалось практически невозможным; здоровые осколки могли сохраниться лишь по углам, на обочине, вдали от магистрального течения общественной жизни.

Но широкое рассеяние единиц исключает всякую возможность церковной централизации, для которой характерны компактное проживание верующих, наличие материальной базы (храмов и пр.), стройная иерархия, выверенное в деталях и общеобязательное учение, и пр. Каждый оказался блокированным в своем углу, - и тут вдруг выяснилось, что форма нового Откровения идеально приспособлена именно для такой уединенной жизни. В самом деле, кучность хороша для поддержания внешней церковной жизни, которая главным образом заключается в обрядах; но сведенборгианство практически их не знает (сам Сведенборг указывал лишь на таинства Крещения и Причастия).

Но если вынести обрядовую сторону веры за скобки, то кучность практически становится не нужна - за вычетом одного важного исключения, а именно: верующим людям необходимо общаться с себе подобными хотя бы на предмет обсуждения Истин и путей жизни по этим Истинам. Для последователей Сведенборга эта потребность особенно актуальна, ибо ее диктует сам характер учения - широко развернутый и нацеленный именно на рассудочное понимание. К счастью, в современных условиях мир сделался маленьким, средства транспорта и связи достигли небывалого расцвета, и наконец каждую персональную (и ранее никому не известную) халупу связала компьютерная Сеть. - Итак, агрессивно-атеистический фон современной жизни не позволяет "остаткам" верующих людей образовывать плотные многолюдные толпы, а необходимость в общении поддерживается средствами дальней связи.

Обдумав изложенные здесь аргументы, мы не можем не прийти к заключению, что та форма, в которую, по Предведению Господа, вылилось новое Откровение, идеально подходит для жизни верующих в современных условиях. Не пытаясь противостоять все нарастающему валу атеизма (который по многим параметрам уже весьма чувствительно переходит в прямой демонизм), а также прогрессирующему опустошению традиционных церквей, приверженцы Новой Церкви как бы вышли из плоскости, легли на дно общественной жизни и там, никому не мешая и почти никем не тревожимые, тихо, но эффективно продолжают трудиться над спасением себя и своих товарищей. Их не так уж и мало, но они рассеяны по своим углам, почти не знают друг друга и очень страдают от этого. Хорошо понимая, что наиболее эффективным путем удаленного общения на сегодняшний день служит Интернет, они всячески стремятся подключиться к Сети; подключившись же, ищут единомышленников - и почти не находят, вот в чем проблема!