Начало Писания Эммануила Сведенборга

Автор: Иеромонах Серафим (Роуз), XX век.
Из книги "Душа после смерти", Главы 7.
"Опыты выхода из тела в оккультной литературе" (часть 2).
www.wco.ru/biblio/books/rouz1/main.php

В тексте я выделил курсивом места, которые наиболее красноречиво выражают отношение православного автора к Сведенборгу. Также, во избежание путаницы, сразу должен заметить, что последователи учения Сведенборга категорически не считают его оккультным. Больше того, оно противоположно оккультизму и магии в той же степени, в какой Небо противоположно аду.

Другой из оккультных текстов [до этого обсуждалась "Тибетская книга мертвых"], который изучается современными исследователями, дает больше надежд на то, чтобы быть понятым, ибо он относится к новому времени, является чисто западным по образу мышления и претендует на то, чтобы быть христианским. Писания шведского мистика Эммануила Сведенборга (1688-1772) описывают потусторонние видения, которые стали являться ему в середине жизни. До того, как начались эти видения, он был типичным европейским интеллектуалом XVIII века: свободно владеющий многими языками, ученый, исследователь, изобретатель, человек, принимающий активное участие в общественной жизни в качестве асессора Шведской горной коллегии и члена высшей Палаты парламента - короче, "универсальный человек" раннего периода развития науки, когда одному человеку было еще под силу овладеть почти всеми современными знаниями. Он написал около 150 научных трудов, некоторые из них (например, четырехтомный анатомический трактат "Мозг") намного опередили свое время.

Затем на 56-м году жизни он обратил свое внимание на невидимый мир и за последние 25 лет жизни создал огромное количество религизных произведений, описывающих Небо, ад, ангелов и духов - и все это на основании своего собственного опыта.

Его описания невидимых сфер разочаровывающе приземлены; в общем же они согласуются с описаниями, которые можно найти в большей части оккультной литературы. Когда человек умирает, то, согласно рассказу Сведенборга, он входит в "мир духов", находящийся на полпути между Небесами и адом. Этот мир, хотя он духовный и нематериальный, настолько похож на материальную реальность, что сначала человек не осознает, что он умер; его "тело" и чувства такого же типа, как и на земле. В момент смерти наблюдается видение света - чего-то яркого и туманного,- и имеет место "пересмотр" собственной жизни, ее добрых и дурных дел. Он встречается с друзьями и знакомыми из этого типа и некоторое время продолжает существование, очень сходное с земным, за тем лишь исключением, что все намного больше "обращено внутрь"; человека привлекают те вещи и люди, которые он любил, а реальность определяется мыслью - стоит только подумать о любимом, и это лицо появляется как по вызову.

Как только человек привыкает к пребыванию в мире духов, его друзья рассказывают ему о Небесах и аде, и его отводят в различные города, сады и парки. В этом промежуточном "мире духов" человек в ходе обучения, длящегося где-то от нескольких дней до года, "приготовляется" для Неба. Но и само "Небо", как его описывает Сведенборг, не слишком отличается от "мира духов", и оба очень схожи с землей. Там есть внутренние дворы и залы, как на земле, парки и сады, дома и спальни "ангелов", и масса перемен платья для них. Там есть правительства и законы, и суды - все, конечно, более "духовное", чем на земле. Там есть церковные здания и службы, и духовенство там говорит проповеди, и смущается, если кто-то из прихожан не согласен с ними. Там есть браки, школы, обучение и воспитание детей, общественная жизнь,- короче, почти все то из встречающегося на земле, что может стать "духовным". Сам Сведенборг говорил на небе со многими "ангелами" (все они, как он считал, были души умерших), а также со странными обитателями Меркурия, Юпитера и других планет; он спорил на "небе" с Мартином Лютером и обратил его в свою веру, но не смог разубедить Кальвина в его вере в "предопределение". Описание "ада" также напоминает какое-то место на земле, его обитатели характеризуются эгоизмом и дурными поступками.

Можно легко понять, почему большинством своих современников Сведенборг был отвергнут как сумасшедший и почему почти вплоть до наших дней его видения редко воспринимали всерьез. Тем не менее всегда находились люди, которые признавали, что несмотря на всю странность его видений, он действительно был в контакте с невидимой реальностью; его младший современник немецкий философ Эммануил Кант, один из основателей современной философии, относился к нему очень серьезно и верил в несколько примеров сведенборгова "ясновидения", которые были известны по всей Европе; а американский философ Р. Эмерсон в своем длинном очерке о нем в книге "Избранники человечества" назвал его "одним из гигантов литературы, которого не измерят целые колледжи заурядных ученых". Оживление интереса к оккультизму в наше время выдвинуло, конечно, его вперед как "мистика" и "ясновидца", не ограниченного доктринальным христианством; в особенности же исследователи "посмертных" опытов находят интересные параллели между своими открытиями и его описанием первых моментов после смерти.

Мало может быть сомнений относительно того, что Сведенборг был действительно в контакте с духами, и что он получил от них свое "откровение". Изучение того, КАК он получил эти "откровения", покажет нам, в какой же сфере обитают эти духи на самом деле.

История контактов Сведенборга с невидимыми духами, подробно описанная в его объемистых "Дневнике сновидений" и "Духовном дневнике" (2300 страниц), в точности раскрывает характеристики вступления в общение с воздушными демонами, как это описывает епископ Игнатий. Сведенборг с детства практиковал одну форму медитации, включающую расслабление и полное сосредоточение, со временем он начал видеть во время медитации пламя, которое он доверчиво принимал и объяснял как знамение "одобрения" его мыслей. Это подготовило его к началу общения с миром духов. Позднее он начал видеть во сне Христа и то, как его принимают в обществе "бессмертных", и постепенно начал чувствовать вокруг себя присутствие духов.

Наконец духи стали являться ему в состоянии бодрствования. Впервые это произошло во время его поездки в Лондон; переев однажды вечером, он вдруг увидел черноту и ползающих по телу пресмыкающихся, а затем человека, сидящего в углу комнаты, который сказал лишь: "Не ешь столько", - и исчез в темноте. Хотя это явление и испугало его, он считал его чем-то "хорошим", потому что ему был дан моральный "совет". Затем, как он сам рассказывал, "в ту же ночь тот же человек явился мне снова, но теперь я уже не был испуган. Потом он сказал, что он - Господь Бог, Создатель мира и Искупитель, и что он избрал меня, чтобы объяснить мне, что я должен написать по этому вопросу; в ту же ночь мне были открыты - так что я полностью убедился в их реальности - мир духов, Небо и ад... После этого Господь открывал, очень часто днем, мои телесные очи, так что среди дня я мог смотреть в другой мир, и в состоянии полного бодрствования общаться с ангелами и духами".

Из этого описания совершенно ясно, что Сведенборг был открыт общению с воздушным царством падших духов и что все его последующие откровения происходили из того же источника. "Небо и ад", которые он видел, также были частями воздушного царства, а записанные им "откровения" - это описание его иллюзий, которые падшие духи в своих собственных целях часто производят для легковерных. Взгляд на некоторые другие произведения оккультной литературы покажет нам и другие стороны этого царства.