Начало Перечень книг,
относящихся к Слову Божьему

Автор: Михаил Глебов, 13.06.2003

Три Завета - и три пророка: Моисей, Иоанн Богослов, Сведенборг. Рисунок голландского художника с сайта www.lordsnewchapel.com

Всякий человек, сколько-нибудь сведущий в вопросах религии, знает, что состав книг, входящих в Библию, изначально не был определен и служит дискуссионным пунктом между различными конфессиями. Если мы обратимся к Ветхому Завету, наибольших размеров последний достигает в иудейской Торе; Православие на Вселенских Соборах путем острых и нелицеприятных дискуссий значительно сократило этот список, причем некоторые книги, вроде Экклесиаста, "прошли" лишь незначительным большинством голосов. Затем этот базовый канон дополнительно отфильтровали Реформаторы, - но, как теперь выясняется, все равно осталось лишнего гораздо больше, чем нужно.

Необходимо сразу оговориться, что исключение той или иной книги из канона вовсе не означает ее ложности. Просто все писаные религиозные документы по своему происхождению распадаются на две принципиальные категории: те, что изошли напрямую от Бога и лишь материально зафиксированы руками человека, и те, что написаны человеком, находящимся в некотором просветлении от Бога. (На самом деле существует и третья категория, охватывающая 99,99% всех религиозных сочинений: это когда человек пишет от себя, но ни в каком просветлении не находится. Однако сейчас мы эту грустную тему обсуждать не будем.)

Принципиальная разница между этими категориями сводится к наличию в книгах скрытого внутреннего смысла. Ибо текст, исшедший от Бога, кроме своего буквального смысла имеет спрятанный под ним духовный смысл и еще глубже - небесный смысл; мало того; для каждого уровня Небес и для каждого общества ангелов эти смыслы варьируются, так что под тонкой скорлупой читаемых нами букв таится бесконечность. Можно и так сказать: буквальный смысл таких книг является своего рода ширмой, экраном, на который изнутри (или свыше) в должном порядке проецируется вся совокупность Божественных Истин, пронизанных к тому же бесчисленным множеством соответствий. Тогда как текст, написанный человеком хотя и в просветлении, но от себя, этим важнейшим свойством не обладает. В таком тексте, правда, могут присутствовать Божественные Истины, но не в полной их совокупности, а лишь фрагментарно; поэтому Господь (Который, как мы знаем, есть Слово) в духовном мире видится в едином Солнце, а человеческие познания уподоблены звездам - рассеянным, хаотичным и мелким.

Итак, все тысячелетние споры о каноне сводятся к тому, какие его части следует считать прямым Откровением Божьим, святым и непогрешимым в себе, а какие - лишь просветленным человеческим учением на основании этого Откровения, о котором дозволительно спорить, критиковать и выискивать ошибки.

По счастью, Сведенборг в числе прочих небесных тайн получил и полный список тех частей Библии, которые действительно являются Словом Божьим, так что для последователей Рационального Христианства этот вопрос снят раз и навсегда. Указанный список приведен Сведенборгом в нескольких различных местах его Писаний (в частности, АС 10325, NJHD 266, WH 16).

Ветхий Завет (Первый) - всего 29 книг:

  1. Книга Бытия
  2. Книга Исхода
  3. Книга Левит
  4. Книга Чисел
  5. Второзаконие
  6. Книга Иисуса Навина
  7. Книга Судей Израилевых
  8. Первая Книга Царств
  9. Вторая Книга Царств
  10. Третья Книга Царств
  11. Четвертая Книга Царств
  12. Псалтирь
  13. Книга пророка Исайи
  14. Книга пророка Иеремии
  15. Плач Иеремии
  16. Книга пророка Иезекииля
  17. Книга пророка Даниила
  18. Книга пророка Осии
  19. Книга пророка Иоиля
  20. Книга пророка Амоса
  21. Книга пророка Авдия
  22. Книга пророка Ионы
  23. Книга пророка Михея
  24. Книга пророка Наума
  25. Книга пророка Аввакума
  26. Книга пророка Софонии
  27. Книга пророка Аггея
  28. Книга пророка Захарии
  29. Книга пророка Малахии.

Что же касается Нового Завета, поначалу епископы ломали копья относительно числа Евангелий, коих в первые века христианства набралось не меньше десятка. Когда же наконец с ними определились твердо, разгорелись дебаты о Посланиях Павла и других апостолов - покуда в XVIII веке Сведенборг не внес ясность и здесь.

Новый Завет (Второй) - всего 5 книг:

  1. Евангелие от Матфея
  2. Евангелие от Марка
  3. Евангелие от Луки
  4. Евангелие от Иоанна
  5. Апокалипсис.

Таким образом, вопрос о Посланиях отпал сам собой, да заодно вместе с ним, к вящему удивлению граждан, "отвалились" и Деяния Апостольские. Существенный момент здесь заключается в том, что авторство "Деяний" принадлежит тому же Луке, через которого было написано Третье Евангелие. А отсюда с наглядностью следует, что один и тот же человек может как служить орудием прямой Божьей Воли, так и, в остальное время, сочинять что-либо на ту же тему от себя. Подобное имело место и с Иоанном: Четвертое Евангелие и Апокалипсис Боговдохновенны и потому относятся к Слову, послания же его - нет, хотя отсюда вовсе не вытекает их ложность.

Что же касается писаний самого Сведенборга, среди его последователей существуют три точки зрения, три магистральных подхода, каждый из которых обильно доказывается богословами соответствующих деноминаций Новой Церкви. Так, Генеральная Конференция Нового Иерусалима (Англия) и Генеральная Конвенция Нового Иерусалима (США) вообще отрицают принадлежность книг Сведенборга к Слову Божьему, считая их особо просветленным учением, которое по своему статусу гораздо превосходит рутинные труды земных богословов, но прямым Божьем Откровением не является. На другом полюсе находится Господняя Новая Церковь, где Откровением Божьим, или Третьим Заветом, считаются вообще все теологические труды Сведенборга, включая черновики и дневниковые тетради, написанные после явления ему Иисуса Христа, т.е. с апреля 1745 года.

Генеральная Церковь Нового Иерусалима (численно крупнейшая из всех) в этом споре занимает промежуточную позицию, которую также разделяю и я. В этой деноминации на основании скрупулезного анализа текстов и здравого смысла считают, что через Сведенборга Бог дал людям новое полноценное Откровение, Третий Завет, ничем не уступающий Библии, однако к этому Завету относятся не все писания Сведенборга, а лишь некоторая их часть (около половины от общего объема текста и треть по числу названий); прочие же, нисколько не проигрывая в своей истинности, должны быть отнесены к учению на основании Третьего Завета - выражаясь словами Сведенборга, "как видел и слышал". Что-то он писал под действием прямого наития ("работая, я нахожусь в полном вдохновении"), а затем в свободное время делал черновые записи, различные пояснения, или даже от излишнего усердия брался за основную работу раньше срока, пока еще Господь не позвал: так, некоторые его важнейшие книги, несомненно относящиеся к Слову, имеют своих недоделанных и неопубликованных двойников.

Вопрос, стало быть, заключается в том, какие именно из трудов Сведенборга следует считать Откровением, а какие - лишь учением по нему. Был избран следующий основной принцип: те книги, что он успел лично опубликовать при жизни, и составляют Третий Завет, а все тексты, обнаруженные в его бумагах после смерти и изданные гораздо спустя, относятся к учению. Даже начальное знакомство с наследием Сведенборга подтверждает такое разделение: в самом деле, все его крупнейшие и важнейшие работы были им изданы, за скобками остались лишь дневники, наброски, мелкие трактаты и упомянутые "двойники" (откуда вовсе не следует, будто они не заслуживают внимания: в богословии Новой Церкви их цитируют лишь немногим реже, чем главные труды).

Например, у громадной книги "Апокалипсис Открытый" (AR) существует еще более масштабный, но неоконченный предшественник - "Апокалипсис Объясненный" (AЕ). Известно, что Сведенборг намеревался опубликовать его в Лондоне, но Господь тому воспрепятствовал; с другими же книгами, явно относящимися к Третьему Завету, больших проблем не возникало. Эта деталь, по-моему, достаточно красноречиво говорит за себя.

Труды Сведенборга, опубликованные при его жизни - всего 18 книг:

  1. Небесные тайны (АС)
  2. Апокалипсис открытый (AR)
  3. Краткое изложение (ВЕ)
  4. Супружеская любовь (CL)
  5. Мудрость Ангельская о Бож.Любви и Бож.Мудрости (DLW)
  6. Мудрость Ангельская о Божественном Провидении (DP)
  7. Учение о Господе (Lord)
  8. Учение о Священном Писании (SS)
  9. Учение о жизни (Life)
  10. Учение о вере (Faith)
  11. Земли во вселенной (EU)
  12. О Небесах, мире духов и аде (НН)
  13. Новый Иерусалим и его небесное учение (NJHD)
  14. О сообщении души и тела (ISB)
  15. Последний Суд (LJ)
  16. Последний Суд - продолжение (CLJ)
  17. Истинная христианская религия (TCR)
  18. Конь белый (WH)

Тем не менее, этот список не является официальным каноном в Генеральной Церкви. То есть хотя в отношении почти всех позиций существует единомыслие, но некоторые периферийные работы все-таки вызывают сомнения, и еще больше сыплется заявок включить в канон что-либо из неопубликованного. Так, уважаемый американский пастор Ян Вейсс исключает из списка работу "О сообщении души и тела" (ISB), взамен же по какой-то причине предлагает крохотный черновик "Наитие" (Influx), написанный Сведенборгом еще в самом начале пути. Одним словом, для ученых теологов Новой Церкви здесь лежит непочатый край деятельности.

Что же касается простых мирян, т.е. нас с вами, - нам вряд ли следует слишком углубляться в такие вопросы. Ибо Слово Божье дано людям не для научных изысканий, а с единственной целью применения почерпнутых там истин к жизни. И какая нам, в сущности, разница, извлекли ли мы какое-либо знание напрямую из Слова Божьего или из учения, основанного на Слове и, по причине авторства того же Сведенборга, воспринимаемого с полным доверием?