Начало Замечание о духовном и оккультном

Автор: Михаил Глебов, март 2003

Среди российских обывателей весьма распространено мнение, что все китайцы или все негры суть на одно лицо, и если они сами друг друга не путают, то исключительно вследствие разного покроя штанов; между тем как он сам, т.е. обыватель, имеет совершенно уникальную физиономию, и она безошибочно выделяет его из целой толпы. - Однако с большой долей уверенности можно предположить, что где-нибудь в Пекине тамошние доморощенные мудрецы говорят абсолютно то же самое о европейцах, о себе же думают, что их, безусловно, ни с кем спутать нельзя.

"Глупость!" - конечно, скажете вы. Да, глупость, но ведь и у глупостей всегда есть причины. И почти всякая глупость рождается из того, что люди не желают вдумываться в сущность проблемы, а хватаются за ближайшую видимость и, успокоившись, далее не идут. Видимость же и сущность, как нас учат философы, есть две совершенно различные категории, которые по большей части друг другу противоположны. Иными словами, что снаружи выглядит привлекательно, в действительности часто оказывается дрянью. Это вам с удовольствием подтвердит любой грибник, который по невнимательности хоть раз скушал сатанинский гриб вместо похожего белого.

Но поскольку через этот полезный эксперимент прошли считаные единицы (а зря), в обществе катастрофически преобладает верхоглядство. Оно состоит в том, что самое первое, общее и поверхностное впечатление остается в мозгу человека единственным, и дальше он судит исключительно из него. Он видит желтый цвет кожи китайца, его узкие глаза и черные волосы - и искренне не понимает, чего здесь еще классифицировать. В результате все бесконечное разнообразие жителей Поднебесной сводится к одному тусклому типу, к обывательскому шаблону, против которого невозможно спорить уже потому, что вам не представят никаких аргументов: это так, потому что это так, а если кто не верит - он дурак (или враг).

Подобных шаблонов вокруг нас существует немереное количество, только мы вследствие привычки их не всегда замечаем. "Все критяне - лжецы!" - объявил один древний грек, потому что сам не являлся критянином. Скажите на милость, каким образом честному жителю Крита возможно его опровергнуть? "Все женщины - стервы!" - провозглашает мужчина, которого оставили с носом. "Все буржуи - ублюдки и кровопийцы!" - надрывалась советская пропаганда. "Все, что не принадлежит к традиционному христианству, есть оккультизм!" - перекрестно несутся голоса сразу из двух лагерей - клерикального и атеистического. "Хочу оккультизма! - пробуждается от спячки обыватель и достает том Сведенборга. - Там про чертей и про духов написано, про привидения, значить".

По уже изложенной причине я не могу спорить против этого шаблона с носителями этого шаблона. Пусть их остаются при своем убеждении - тем более, что они все равно не принимают дело всерьез и развлекаются "духовными вопросами" тем же порядком, как их товарищи - сплетнями или детективами. Я просто выскажу свою точку зрения по данной проблеме, которую читающий волен как принять, так и отвергнуть. И - вследствие огромности проблемы и краткости этой заметки - сделаю это бездоказательно, без ссылок на тома и параграфы, а таким немудрящим образом, как люди высказываются в частных беседах.

Мироздание - Божье Творение - в некотором роде похоже на кочан капусты: в самой середине расположена кочерыжка - Бог (да простится мне такое сравнение!), кочерыжку окружают бесчисленные листья - внутренние, глубокие планы Мироздания, куда по смерти стекаются и где навечно оседают души умерших людей, будь то Небеса или ад. Об этих глубинных слоях, собственно, и идет речь в книгах Сведенборга; этому посвящено много томов, и я ни в малейшей степени не намерен их здесь пересказывать.

Человек, чтобы спастись, должен не грешить. Но человек спрашивает: "Что такое грех?", и еще спрашивает: "Почему грешить нельзя?", - одним словом, требует понимания. Традиционное христианство ограничивается одним фактом запрета (безусловно, справедливым); человек смирный и сонный делает под козырек, но бунтарь не удовлетворяется голой директивой и желает подробностей. Подробности же лежат по ту сторону земного бытия, и традиционное христианство их само практически не знает. Тогда человек обижается, а иногда смеется, уходит в атеизм и гибнет. Чтобы таких случаев было меньше, а спасенных душ - больше, Господь приоткрыл для этих людей оконце, - не ради досужего любопытства, а чтобы они, так сказать, видели ситуацию и поняли бы здравым рассудком, что грешить действительно нельзя.

Ибо человек так устроен, что если ему вдруг говорят: "Не смей ходить направо!" - он обязательно спросит: "Почему?". И если не получит удволетворительного объяснения (а запрет между тем не подкреплен угрозой физического насилия), - он почти наверняка проигнорирует его, или даже назло пойдет куда не велено. И человека трудно обвинять в этом, ибо от Господа ему дана свобода воли и дан также здравый рассудок, чтобы человек ими пользовался. Поэтому он и допытывается толку; поэтому и идет куда хочет. Ему необходимо толково объяснить, что и как, чтобы он понимал суть запретов и сознательно, по собственной воле, избегал вещей, пагубных для его вечной участи.

Именно эти знания даны в Господнем Откровении, осуществленном через барона Сведенборга. Любопытство читателя здесь до крайности ограничено: Господь раскрывает нам лишь те истины, которые служат спасению, и умалчивает о том, что для нас непонятно, бесполезно или вредно. И вот как раз этой последней категорией духовного знания оперирует оккультизм.

Среди бесчисленных листьев нашей "капусты" есть несколько внешних, наружных, проеденных червями и испачканных землей. Это - наш Материальный мир, в котором мы сознательно живем своими телами и который еще называется Природой. Однако не все элементы Природы доступны человеческому взгляду и другим чувствам - возьмите хотя бы электричество, гравитационное или магнитное поле. Ибо Природа имеет "подпочву", скрытые подвальные помещения, функциональная задача которых - связывать самую наружную корочку Мироздания с глубинными внутренними горизонтами и через них - с Богом, от Которого, собственно, и истекает жизнь всего и вся. Эти слои, грубо говоря, играют ту же служебную роль, что трансмиссия в автомобиле; без нее двигатель работал бы вхолостую, а колеса оставались бы неподвижными.

В древнейшие (допотопные) времена люди хорошо знали об этих "подвалах"; больше того, им было дано в некоторой степени сознательно пользоваться ими. Сведенборг свидетельствует, что они разговаривали с духами умерших людей и даже с ангелами. Но по мере того, как люди сделались злы, эти их знания были пущены друг против друга в борьбе за земное преобладание, власть и богатство. И как у сумасшедших отбирают все острые предметы, чтобы они не перекалечили себя и друг друга, так и Господь отобрал у падших людей доступ к древним знаниям. Большая их часть погибла в Потопе (теперь даже геологи согласны, что это, в общем, исторический факт), потомки уцелевших - одичали, все перепутали (Сведенборг в нескольких местах рассматривает корни язычества), и когда новая цивилизация развилась уже на материалистическом основании, осколки древних знаний ушли в тень и даже как бы сделались вне закона. Духовно-здоровые общества всегда жестоко преследовали колдунов, магов и ведьм, ибо чувствовали исходящую от них скрытую угрозу.

Ибо что, в сущности, лежит в основе настойчивых попыток "выйти из тела", общаться с умершими и пр.? - Конечно, нельзя сбрасывать со счетов обыкновенное человеческое любопытство, однако оно скорее играет роль первоначальной приманки. Такие недотепы, сунувшись разок и схлопотав неизбежные неприятности, как правило, дают задний ход. Остаются совсем другие типажи - те, кто рассматривает оккультные навыки в качестве карты, которую нечем крыть. В самом деле, "кто предупрежден, тот вооружен", и они надеются узнать от духов будущее. Еще они боятся употреблять против своих врагов земное оружие (потом хлопот не оберешься), но факт насылки порчи недоказуем. Одним словом, ударившись в оккультизм, они хотят уподобиться тому человеку-невидимке Уэллса, который мог незамеченным ходить где угодно и безнаказанно творить все, что придет в голову. - Всякому ясно, что религией здесь и близко не пахнет. Напротив, здесь мы видим ее прямую противоположность.

А что же наш обыватель? А он живет на земле, твердо стоит на ней всеми четырьмя ногами и верует только тому, что может лично ощупать и проглотить. Все остальное для него есть отвлеченные сказки, которые в рот не засунешь. Среди этих сказок он различает специфическую категорию, которая касается веры, посмертной жизни, привидений и т.п. Эти материи очень занятны, но, в сущности, маловероятны, и к повседневной борьбе за кусок хлеба отношения, по видимости, не имеют. Сверх того, все они делятся на две большие кучи по чисто внешнему признаку: проповедует ли данные вещи официальная церковь, принятая большинством в данной местности, или они поступают из какого-либо иного источника. В первом случае духовные сведения считаются "религией", во втором - "эзотерикой", если не сказать хуже. Иными словами, дело не в сути того, что человек услышал, а лишь в источнике, откуда до него донеслось.

Между прочим, это не так уж плохо, ибо обеспечивает духовную безопасность большинства. Ибо зрячий идет куда хочет, но слепой нуждается в поводыре. Он показал бы себя идиотом, если бы самонадеянно двинулся наобум. Человек, который не хочет или не может думать сам и вследствие этого передоверяет свое духовное руководство признанным (в данном обществе) церковным авторитетам, поступил здраво: возможно, он не уйдет далеко, но, по крайней мере, не заблудится в тайге и не будет съеден волками. 

"Не ходи в лес, там волк!" - говорит мать детям, и правильно говорит: волк там или не волк, а до беды все равно недалеко. "Не ходи в лес, там волк!" - говорят взрослому человеку, но он лишь удивленно пожмет плечами. Ибо опасность не в лесу как таковом, и содержание леса не исчерпывается одними волками, хотя они есть. В конце концов, человеку дан опыт и здравый смысл, чтобы не лезть на рожон в очевидное логово, а от несчастной случайности не гарантирован никто, даже сидя в песочнице.

В результате описанного выше "спасительно-упрощенного" подхода вся литература, посвященная "духовным материям" и притом не относящаяся к традиционному христианству, огульно сваливается в раздел "Эзотерика". Книготорговцы, отчаявшись разобраться в пестроте авторов, кто из них кто, благоразумно переложили этот труд на потребителя - на нас с вами. И вот мы приходим в магазин и вытаскиваем том Сведенборга из-под груды учебников "практической магии". "Да и в самом деле, - говорит обыватель, дуя на блюдечко с чаем, - какая между ними разница? Те и другие пишут о том свете, те и другие не относятся к официальной церкви. Называй их хоть так, хоть этак, а по сути все они одним миром мазаны".

Следуя такой чисто внешней логике, мы с тем же успехом можем сказать, что бандит и ловящий его полицейский - одно и то же, поскольку оба они вооружены пистолетами. И что обидчик и жертва ничем не отличаются друг от друга, поскольку оба дерутся. Здесь на первый план выходит действие, а не причина, его вызвавшая.

Нет сомнения, что и религия, данная нам от Господа, и оккультизм, раздуваемый дьяволом, имеют своим предметом нематериальные сущности, рассказывая о посмертии, душе человека, духах и пр. Правда, говорят они об этом очень по-разному, но главное все же не в этом. Главное - в противоположности целей. Религия, давая "потусторонние" знания, ведет человека к смирению его гордости, самоуверенности и грешных инстинктов, и это - путь к спасению. Оккультизм же, давая "потусторонние" знания, напротив, вселяет в человека надежду стать самым сильным, самым неуязвимым, короче, самым великим, и это - путь к его гибели. Религия в некоторой степени пренебрегает земным ради небесного; оккультизм категорически пренебрегает небесным ради земного.

Оккультизм и религия есть диаметральные антиподы, они противоположны, как Небеса и ад. И если для невнимательного человека они несколько сходятся, так сказать, по предмету изучения, то по целям своим абсолютно непримиримы. Поэтому я еще раз подчеркиваю, что между Откровением, переданным Богом через Сведенборга, и оккультизмом категорически нет и не может быть ничего общего.

И тот, кто называет себя "последователем Сведенборга", а между тем склонен смешивать эти две несовместимые вещи, - никаким "последователем" в действительности не является. Его может извинить лишь единственный факт, что он только вчера пришел и еще не разобрался, что к чему. Или же это "случайный попутчик", которого привлекли рассказы Сведенборга о "загробных" чудесах, но который вовсе не имеет никаких религиозных намерений относительно своей жизни. К великому сожалению, в истории Рационального Христианства таких людей было предостаточно, в том числе и весьма известных.

Как правило, их поведение легко прогнозируемо: сперва, польстившись на чудеса и, если так можно выразиться, на экстравагантность учения Сведенборга в глазах общества, они примыкают к нему и даже норовят проповедовать, чтобы все вокруг им удивлялись; когда же наконец до них "доходит", что "чудеса" здесь не главное, а доктрина нацелена исключительно на исправление собственной жизни, - они возмущаются и от похвал переходят к резкому и огульному отрицанию. Это, в частности, произошло с великими философами Владимиром Соловьевым и Иммануилом Кантом; на сайте имеются их весьма неприязненные очерки о Сведенборге.

Ибо каждый в душе хочет быть и чувствовать себя великим и могучим; оккультизм гладит такие инстинкты по шерсти, а религия - против шерсти. И тогда кошка неизбежно начинает царапаться и шипеть. И вот кошки приходят и уходят, иногда гадят, а караван идет, хотя при иных обстоятельствах он мог бы быть гораздо многолюднее.