Начало Что бы я для начала сказал
о Сведeнборге

Автор: Михаил Глебов, март 2003

Когда приходит пророк, люди чаще всего не принимают его, и они по-своему правы. Ибо на одного действительного пророка обязательно найдется сотня ложных, проповедующих не от Бога, а ради собственной славы и власти. С другой стороны, если вообще никого не слушать, откуда тогда брать информацию на религиозные темы? Вы ведь вряд ли дождетесь непосредственного наития с Небес. Если же мне скажут, что такие вещи в изобилии хранятся в древних книгах, - то ведь древность не может служить оправданием: те книги когда-то тоже были совсем новенькими, а их авторов - например, апостола Павла - бдительные граждане энергично побивали камнями, ибо хотели в доказательство еще большей древности.

Это мы, люди, живем во времени и пространстве; к Богу же такие понятия неприменимы. Он присущ на каждом месте и в любом времени. Отчего же тогда мы ставим условие, что все пророки могли рождаться только до нашей эры, а теперь, во времена исторические, их в принципе не может быть? - На чисто эмоциональном уровне я согласен, что как-то странно представить себе Божьего пророка (с горящим взором и в одежде из верблюжьей шерсти) в компании с Ломоносовым или Вольтером, либо на балах у Екатерины Великой: это все равно, как пингвин в Сахаре - эка тебя, сердешного, занесло! Сам-то обратно выйдешь? - Однако Божье промышление о человечестве непрерывно, и потому логически нельзя исключить вероятность того, что прямые небесные откровения не иссякли с приходом Христа, но неминуемо должны возобновляться по мере надобности. Мы не можем знать или предугадывать такие ключевые моменты, но история пишет размашистые петли, и на одном из поворотов нежданно вспыхивает новая лампочка.

Кто такой был Эммануил Сведенборг, которому посвящен данный сайт? Это был не слишком знатный и не слишком богатый, но умный и образованный шведский барон, родившийся на 16 лет позже Петра I. Он был близок к Карлу XII, но по малости лет не успел к Полтаве. С юности он выбрал карьеру ученого и, при выдающихся способностях, скоро сделался одним из тех универсальных светил науки, которые со времен Леонардо были характерны для эпох Возрождения и Просвещения. Может быть, он даже был последним из таких корифеев. Его имя гремело в Европе, и даже Петербургская академия, при легко объяснимой нелюбви к шведам вообще, избрала его своим членом.

Но я не хочу углубляться в детали: на русском языке уже существуют несколько биографий Сведенборга разной степени подробности. Поэтому я не стану пересказывать конкретные факты, которые вы легко найдете в других местах; да ведь и не в них дело. Скажите, если бы Пушкин не достиг таких вершин в поэзии, кого бы интересовали подробности его личной жизни, его друзья, его возлюбленные? И чем бы его жизнь отличалась от таковой у любого заурядного камер-юнкера, которые в изобилии шлялись по Петербургу? Ибо человек важен своим главным служением, которое он доставляет обществу, и, по мере ценности этого служения для нас, обретают интерес и другие аспекты его жизни.

Да, Сведенборг был талантливый ученый, даже великий ученый; он принес человечеству много пользы (например, в минералогии и в плавке руды); но это был лишь подготовительный этап к его основному призванию. Ибо Сведенборг вел нравственно-чистую жизнь и старательно изучал Слово Божье - не как безнадежный отличник вызубривает параграф наизусть, а в поисках смысла. Он даже освоил древнееврейский язык, чтобы читать Библию в подлиннике без искажений. С годами он все глубже понимал суетность земной науки и вечность духовных ценностей; оттого богословские труды занимали все больший процент его времени и сил; однако они еще следовали в русле обычного для Швеции протестантизма. И так продолжалось до 56-летнего возраста, когда пожилой и увенчанный лаврами академик испытал сильнейшее духовное потрясение: он пишет, что ему явился Сам Господь и велел посредством целой серии книг открыть людям то, что им - ради их спасения - надлежало знать.

Тогда душевное состояние Сведенборга, характерное для всех земных людей, волшебным образом изменилось: он получил способность, продолжая вести нормальную светскую жизнь, духом своим одновременно присутствовать "на том свете", за пределами материального мира, говорить с ангелами и злыми духами, с давно умершими людьми, постигать некоторые наиболее общие Законы Божественного Порядка и излагать эти поразительные вещи на бумаге. Он признавался даже, что мог бы рассказать гораздо более, но это ему было от Господа запрещено. (Например, что такое везение в делах, или "фортуна"? - Сведенборг сообщил, что это есть "Божественное Провидение в последних", т.е. во внешних обстоятельствах нашей жизни, но тут же добавил, что хотя и знает о природе и законах везения, но рассказать другим не имеет права.)

Самое обычное восклицание в устах неверующего человека: "А кто знает, что там на самом деле? Кто там был, кто видел, кто потом вернулся и рассказал?" - И такая позиция дает ему благовидное основание не верить в Бога. Он хочет, чтобы его взяли за руку и сводили в Небеса на экскурсию либо, по меньшей мере, представили путевой дневник чужого путешествия. Именно это последнее и сделано Сведенборгом. Он был, видел и описал "тот свет" именно в такой степени подробности, которая, по Божественному предведению, не способна повредить читателям его трудов.

Однако этот подвиг Сведенборга является второстепенным, вторичным, и скорее служит для привлечения любопытства публики. (Мы ведь такие, что сами собою спасаться не пойдем; нам, словно тюленю, нужно издали показать рыбу, чтобы, облизываясь на нее, мы ползли следом в необходимом для нас направлении.) Ибо многие оккультисты и маги, хотя не имели возможности проникнуть в самые Небеса или в самый ад, тем не менее, выходили на так называемые "внутренние планы природы" (которые в действительности до такой степени "внешние", что Сведенборг, копая много глубже, ими просто пренебрегает) и оставили нам целые книги противоречивых описаний. Кроме того, странно было бы думать, что Господь Своим Откровением ставил единственную цель несколько утолить наше досужее любопытство.

Нет, речь идет именно о том, чтобы в первый раз в современной истории человечества вскрыть шифрограмму Библии и сделать ее истины ясными для разумения. Здесь необходимо сразу ввести несколько оговорок. Во-первых, всякому ясно, что Божественная Истина неисчерпаема и не может быть познана до конца никаким человеком. Однако, применительно к географии, вы же не станете спорить, что самый маленький школьный глобус несопоставимо лучше птолемеевской плоской земли, стоящей на трех китах. Ибо глобус дает общее верное понятие о существе дел (хотя до обидного недостаточное), тогда как измышления древних решительно сбивают с толку.

Во-вторых, оказывается, что в Библии речь идет не о каких-то посторонних предметах, и даже не только о Господе, но и о каждом из нас, и потому скрытые там истины напрямую касаются нашей сегодняшней реальной жизни. Ибо каждый из нас затем явился в мир, чтобы, пользуясь свободой воли, духовно созреть и, как следствие этой зрелости, войти в небеса; "созревание" это идет по своим сложным законам, и вот именно они-то и зашифрованы в Библии. В самом деле, Господь есть Сама Истина, следовательно, и Сама Рациональность; поэтому от Него нельзя ожидать, что Он даст нам ни к чему не нужные вещи. Если, допустим, человек учится на инженера, в институте ему преподают именно инженерные дисциплины, а не заставляют проходить курс свиноводства. Тем паче это относится к Богу: если Слово дано нам для спасения, в нем должна содержаться та информация, которая служит к нашему спасению.

Другой вопрос, почему это доселе было скрыто от людей; подобных вопросов существует великое множество, и ответы даны, но ведь не стану же я пускаться в такие материи в рамках данной вводной статьи! Скажу лишь, что в многотомном откровении, данном через Сведенборга, содержится такой массив истин о Мироздании (самой внешней оболочкой которого служит наш материальный мир), что, думаю, никакой человек не в состоянии переварить и усвоить его надлежащим образом за всю свою жизнь.

Мы искали и просили - и вот наконец нам дано, и притом дано гораздо больше, чем можно было представить в самых смелых мечтах. Прежде перед нами стояла проблема дистрофии; теперь же, напротив, возникает опасность обжорства и несварения желудка. И я даже встречал людей, которые объелись практически до состояния поноса, а именно: сидят и несут ерунду. Другие же, напротив, видя такую напасть, боятся копать глубоко; они устроились рядом и интеллигентно отщипывают маленькие кусочки. Этих последних особенно много на Западе.

Письменное наследие Сведенборга огромно - оно составляет около 30 полновесных томов. Говоря короче, выйдет целая книжная полка, уставленная в один ряд. Вряд ли хоть один смертный, кроме специалистов, одолел весь этот гигантский объем. Верный средневековым традициям научных кругов, Сведенборг писал исключительно по-латыни; к сегодняшнему дню его собрание сочинений полностью переведено на английский язык. На других языках имеются лишь некоторые его книги, правда, самые важные, однако следует учитывать, что эти переводы вторичны, ибо, как правило, делались с английского, а не с латыни. Отсюда и погрешностей в них гораздо больше. Тем не менее, к сегодняшнему дню Сведенборг доступен русскому читателю достаточно широко.

Напоследок встает очень важный вопрос: а можно ли Сведенборгу верить? А не был ли он сумасшедшим или обманщиком? - Современники Сведенборга в абсолютном большинстве не приняли данных через него откровений, да и теперь они принимаются редко. Даже многие люди, называющие себя "последователями Сведенборга", всячески выхолащивают содержание его книг. И причина тому понятна. Сведенборг, несмотря на обилие данных через него знаний, упорно подчеркивал, что все эти знания важны не сами по себе, а лишь как средство для того, чтобы нам жить правильно и хорошо. В самом деле, к чему кулинарный рецепт, если вы заведомо не подойдете к плите? Реальная жизнь человека, таким образом, ставится на первое место, знания же - на второе. Но людям не хочется "жить хорошо", т.е. сдерживать свои злые инстинкты, и потому они стараются заимствовать у Сведенборга одну "науку" о духовных материях и хвастаться своими знаниями, только лишь бы не применять их к себе. На сегодняшний день по статистике в мире живет около ста тысяч последователей Сведенборга, однако в действительности - по указанной причине - их гораздо меньше.

Заслуживает внимания и такой факт: в те давние времена религиозной нетерпимости всякий инакомыслящий, решивший открыто противостать официальной церкви, подвергался смертельной опасности. Но Сведенборг на протяжении почти 30 лет свободно ездил из Швеции в Голландию и Англию, печатал свои труды и вовсе не скрывал своих взглядов, а нападений на него никаких не было! И издатели, в свою очередь, брали к публикации эти, по меркам официальной церкви, еретические книги, и также не испытывали проблем. Правда, однажды в Швеции разгорелся скандал: придворные решили в судебном порядке объявить барона сумасшедшим, только их угроза осталась без последствий. И Сведенборг свободно путешествовал по Европе и раздавал экземпляры своих книг наиболее уважаемым деятелям науки и церкви. - Кажется, такая безопасность явно свидетельствует в пользу Божественной защиты.

Итак, можно ли верить тому, что передано нам через Сведенборга? - Пусть каждый ответит на этот вопрос самостоятельно, ибо, как я уже говорил в предыдущей статье, критерий истинности для нас только один: то "мерило праведное", которое хранится в нашем сердце. Ибо в делах религии другого - чисто внешнего - критерия нет, поскольку красноречие и убедительность аргументов в равной мере характерны как для истинных, так и для ложных пророков (объяснение этому феномену также имеется у Сведенборга).

Но я бы посоветовал вот что. Как люди входят в город через ворота (а лезущий через стену есть тать), так и в бескрайний мир Нового Откровения, данного Богом через шведского барона, существует практический единственный вход - его книжка "О небесах, мире духов и об аде". Из всех его книг она читается увлекательнее и легче всего, ибо представляет собою поверхностный обзор темы, где описательная часть значительно превосходит доктринальную. Кроме того, ее перевели на русский язык раньше всех (аж в середине XIX века), ее любят нынешние издатели, и она почти всегда имеется на прилавках крупных книжных магазинов. В интернете она бесплатно лежит в доброй дюжине электронных библиотек. Я также счел за благо выложить ее на своем сайте, предварительно отформатировав таким образом, чтобы было удобно читать on-line. Точнее, мне даже и форматировать не пришлось: эта книга уже несколько лет хранится в таком виде в моем домашнем компьютере.

Так вот, предлагаю начинающим такой эксперимент. Возьмитесь за эту книгу, преодолейте первые страницы, которые (это я знаю по своему опыту) могут вызвать некоторое отторжение, и доберитесь вглубь хотя бы на треть длины. И тогда спросите себя: интересно ли мне это, верю ли я в это? Если да, то вы естественным образом станете читать дальше и войдете в город. Если же нет - это, вероятно, знак того, что Господь не считает данный путь вашим. Иными словами, это есть не знак ложности самой книги, но знак ее неприемлемости лично для вас. Может быть, вам суждено идти к Богу другой стезей, и в этом случае углубляться в книги Рационального Христианства для вас было бы не только не рационально, но в духовном отношении даже вредно.