Начало О Сведенборге и Новой Церкви
в дореволюционной России

Автор: Курт Нимитц (Rev.Kurt P.Nemitz), Брин Эфин, Пенсильвания
Перевод: Михаил Глебов, август 2006

В данной статье содержится хронологический перечень упоминаний Сведенборга и Новой Церкви в связи с Россией. Каждый пункт в оригинале имеет ссылки на документы из библиотеки Сведенборговской научной ассоциации (Swedenborg Scientific Association, Bryn Athyn, Pennsylvania), но поскольку русскоязычному читателю они все равно недоступны, я позволил себе их опустить.

1720-е

Несколько встреч Сведенборга с крупнейшим русским историком XVIII века Василием Татищевым, одну из карт, составленных которым, Сведенборг, судя по всему, использовал в своем естественнонаучном труде "Opera philosophica et Mineralia" (1734).

1734

Сведенборг, за его фундаментальные научные труды, был избран почетным членом Санкт-Петербургской Академии наук

Середина XVIII века

И.Р.Кошелев, адъютант Потемкина, а также И.А.Дмитриевский, известный актер того времени, лично познакомились со Сведенборгом.

1760-70

Первый русский перевод книги Сведенборга "О Небесах, мире духов и аде", созданный Н.Ф.Малышкиным, судьей из Ярославля. Однако по разным причинам он, кроме титульного листа, никогда не попадал в печать.

Ионики Горонскул, священник русской общины в Стокгольме, был тронут до слез рассказом Сведенборга о небесной жизни праведников.

1783

Два молодых человека в Москве организовали "Общество читателей книг Сведенборга". Вскоре на них обрушились гонения властей, и о дальнейшей судьбе их начинания ничего не известно.

1808

Знаменитый русский поэт Г.Р.Державин упомянул о Сведенборге в одном из своих стихотворений.

1809

Монах Филарет, ставший впоследствии митрополитом Русской Православной церкви, по приезде в Петербург получил рекомендацию от некоторых членов Св.Синода ознакомиться с трудами Сведенборга.

1825

Джон Тулк, эсквайр, член английского сведенборговского общества, сообщает об ажиотаже, возникшем в Москве вокруг французских переводов теологических сочинений Сведенборга. Вмешался царь и запретил ввоз этих работ.

1827

Степан Джунковский, высокопоставленный придворный чиновник, одно время заведовавший вопросами национальной экономики и общественных работ, завершил русский перевод книги Сведенборга "Мудрость ангельская о Божественной любви и Божественной мудрости" (DLW), первую часть которой его сын опубликовал за рубежом, в Карлсруэ (1864).

1830-е

Федор Голубинский, известный профессор философии, читал лекции о Сведенборге в Московском университете.

Тогда же Александр Герцен, пребывая в сибирской ссылке, был ознакомлен с трудами Сведенборга своим другом, Александром Витбергом. Упоминания о Сведенборге неоднократно встречаются в его книгах.

1833

Пушкин был ознакомлен с трудами Сведенборга через его сестру, Ольгу Павлищеву. Этот факт косвенно подтверждается эпиграфом из Сведенборга, помещенным к 5-ой главе повести "Пиковая дама".

1836

Генерал А.Н.Муравьев, наиболее известный и активный сведенборгианец в России, был выслан в Сибирь за пропаганду отмены крепостного права.

1839

Генерал А.Н.Муравьев был помилован и возвращен из сибирской ссылки. Без лишней огласки, но с настойчивостью он вел пропаганду идей Сведенборга, используя двух человек для переписки его книг вручную и распространения среди знакомых. Благодаря этому несколько человек из высшего света проявили интерес к Небесному учению.

1844-63

Валериан Александрович Кленовский искусно перевел большое количество теологических работ Сведенборга, однако они так никогда и не были изданы.

1850-65

Известный поэт Федор Тютчев в некоторых стихотворениях использовал темы, которые могли быть заимствованы лишь из трудов Сведенборга.

1857

Генерал Рыбинский, командовавший войсками в Польше, перевел книгу Сведенборга "Истинная христианская религия" на польский язык. В связи с этим упоминаются некоторые последователи Сведенборга в России.

1858

Генерал А.Н.Муравьев произнес речь о необходимости отмены крепостного права, вызвавшую широкий общественный резонанс.

19 февраля 1861

Указ об освобождении крестьян, серьзная заслуга в чем принадлежит А.Н.Муравьеву.

1862

В Германии получено известие о том, что один из католических прелатов, служивших в России, принял доктрину Новой Церкви.

1863

Русский перевод книги Сведенборга "О Небесах, мире духов и аде", созданный Александром Николаевичем Аксаковым, был опубликован в Лейпциге на средства русского богача, знакомого с учением Сведенборга. Известно, что Достоевский держал в своей библиотеке экземпляр этой книги, и философ Владимир Соловьев также ее читал.

1865

Доктор Бейли оставил заметки о Новой Церкви в России. Практически все ее последователи принадлежат к высшему свету (в том числе пять княгинь), проводятся домовые службы.

1872

Сведения о русской Новой Церкви получены в Англии от княгини Клеопатры Шаховской, племянницы генерала Муравьева (умерла в 1883)

1877

Философ Владимир Соловьев, изучавший труды Сведенборга на протяжении 1870-х годов, в частном письме признает Сведенборга как "исключительно важную личность".

1880

Опубликован роман Достоевского "Братья Карамазовы", где слышны отголоски учения Сведенборга, особенно в "мистической" дискуссии об аде и адском огне (т.2 кн.6).

1881

По некоторым сведениям, 23 апреля (ст.стиль) С.Е. Керби прочитал первую в России публичную лекцию о Сведенборге и его трудах.

1914

Известный поэт и мистик Андрей Белый опубликовал малым тиражом, в сокращении (без ее второй половины - о блуде) книгу Сведенборга "Супружеская любовь".

1915

В одной из книг религиозного философа Павла Флоренского "небесный человек" описывается "как он изображен Сведенборгом".

1900-е

Философ Николай Бердяев и богослов Сергей Булгаков испытали сильное влияние учения Сведенборга о соответствиях. Также под влиянием учения Сведенборга в той или иной мере находились поэт Александр Блок и писатель Дмитрий Мережковский.

Из приведенного перечня фактов становится ясно, что в дореволюционной России о существовании каких-либо организованных форм Новой церкви говорить нельзя. Само имя Сведенборга (не беря сути его учения) было известно лишь в узком образованном кругу, всерьез же отнеслись к делу считанные единицы. И это были те же раздробленные, почти не связанные между собой индивидуалы или узкие группки, которые рассеяны по российским просторам и ныне. Что же касается советского периода, ни о каком сведенборгианстве говорить нельзя вообще.