Начало Авторское пояснение к сайту

Автор: Михаил Глебов, март 2003
Текст корректируется по мере надобности

Кратко о себе

Меня зовут Михаил Иванович Глебов, я - коренной москвич, родился в 1961 году. Закончил Московский Инженерно-строительный институт, работал проектировщиком по строительству АЭС и других промышленных объектов, два года отслужил лейтенантом в армии. В развеселые 1990-е годы работал, в частности, главным бухгалтером строительной фирмы, некоторое время вообще провел без дела. К Интернету подключился весной 2001 года.

Я воспитывался в безрелигиозной семье, но уже в старших классах почувствовал, что мир не исчерпывается совокупностью видимых предметов и что есть некая тайная сила, которая всем управляет. В 1990-м году, уже в зрелом возрасте, ясно увидел внутри себя, что Бог есть. На первых порах, разумеется, обратился к Православию, но скоро в нем разочаровался и, так сказать, прошел его по касательной. В январе 1995 года случайно купил книгу "О Небе и аде" Сведенборга и понял, что это - мое. С тех пор я в индивидуальном порядке изучаю его наследие, притом не с целью досужего любопытства, а ради применения содержащихся там истин к собственной жизни, чего и всем советую.

Господу было угодно распорядиться таким образом, что мое освоение Рационального Христианства происходило в полной изоляции не только от квалифицированных пасторов-наставников, но даже и от любых единомышленников, с которыми можно было бы обсуждать прочитанное. Я даже не имел никакой вспомогательной литературы, кроме первоисточников. Таким образом, Господь устроил так, что практически все свои взгляды и выводы я вынес непосредственно из Слова, стороннее же влияние на меня было минимальным. Когда же, имея по большому счету уже сложившееся мировоззрение, я вышел в Интернет и познакомился с материалами различных течений Новой Церкви, представленными на зарубежных сайтах, то оказался в затруднении, не позволившем мне безоговорочно примкнуть ни к одному из них; с другой стороны, я не нашел причин и для какого-либо антагонизма, и взираю на общую разноголосицу с чисто философским спокойствием.

Поэтому я заявляю прямо, что, будучи несомненным последователем Новой Церкви как религиозного учения, содержащегося в книгах, данных человечеству Господом через Сведенборга, я не принадлежу ни к какой официальной организации этой Церкви и равным образом уважаю весь спектр высказываемых мнений, кроме явного богохульства. Подчеркну, однако, что мое уважение не означает автоматического согласия.

Цель создания сайта

Создавая этот сайт, я не преследовал никаких "практических" целей - ни коммерческой отдачи, ни широкой известности, ни пропаганды собственных взглядов или - Боже упаси! - создания некой группки сектантского толка. Я занимаюсь этим делом исключительно "на общественных началах", делюсь теми сведениями, которые имею сам, и буду вполне удовлетворен, если они хоть кому-то понадобятся. 

Предполагаемая аудитория

Всякий разумный человек, затевающий новое дело, неизбежно прикидывает, кому именно и в каком отношении может понадобиться его труд. Иными словами, он изначально планирует свою целевую аудиторию и затем обращается главным образом к ней, игнорируя разнокалиберное недовольство прочих, нецелевых элементов. Ибо всем сразу угодить невозможно, и то самое, за что вам будет искренне благодарен один, навлечет на вас уничтожающую критику другого. И чем дальше предлагаемый материал отличается от банального ширпотреба, тем безотказнее действует эта закономерность, хоть вовсе рта не раскрывай!

Известно, что люди по качествам своего духа в отношении религии делятся на "внутренних" и "внешних"; первые серьезно вникают в Божественные предметы и сознательно прилагают найденное к собственной жизни, вторые ограничиваются еженедельными посещениями храма и предпочитают, чтобы их вели профессиональные священники; первые самостоятельно вскрывают и разбирают вопросы, вторые питаются готовыми ответами. Обе эти категории необходимы для Небес, куда и попадают в случае своей праведной жизни. Но поскольку характер восприятия религиозных материй у них очень различен (даже противоположен), мне кажется нереальным угодить на обе стороны сразу.

Собственно говоря, для "внешней" категории (подчеркиваю, что слово "внешняя" не является ругательным или унизительным!) существуют практически все сетевые ресурсы, принадлежащие любой земной церкви. Сделанные словно под копирку, они дают стандартный набор простейших религиозных сведений и более всего остерегаются проблемных материалов, которые способны посеять в пастве ненужные разногласия. Ибо свойство "внешней" категории таково, что эти люди с доверием относятся к любому слову пастора и тем спасаются - даже в том случае, если пастор ведет их не туда, лишь бы они сами де-факто жили по совести (об этом с достаточной ясностью говорится у Сведенборга).

Но люди "внутренней" категории привыкли вникать, сомневаться и задавать вопросы - и не потому, что они такие богохульники и асоциальные элементы, а потому, что они, как и все люди, имеют от Господа дозволение пользоваться своим рассудком - правда, на свой страх и риск, и не обязательно с хорошими результатами. Отдавая должное дидактике, они больше тяготеют к проблемным материалам, которые дают возможность взглянуть на дело не с одной, а с нескольких разных сторон и, таким образом, понять его гораздо глубже.

Именно для них, в сущности, и был создан мой сайт; именно они - со всей разноголосицей их личных мнений - и являются его целевой аудиторией. Я бы никогда не осмелился сочинить некий регламент веры или поведения для других людей, чтобы, таким образом, навязывать им свои личные взгляды, хотя бы и считал их правильными. Но я, пользуясь сайтом, могу высказать их вслух, и те, кому они покажутся интересными, могут в какой-то мере с пользой применить их к делу, - и, в свою очередь, поделиться собственным богатством.

Другой целевой аудиторией сайта являются новички, едва познакомившиеся с книгами Сведенборга и теперь разыскивающие дополнительную информацию. На первом этапе для них важнее всего убедиться, что они на свете такие не одни. Потоптавшись здесь некоторое время, словно в прихожей, каждый отправится своим путем, ибо религиозный путь у любого человека индивидуален.

Духовное предостережение

Этот сайт предназначен и может быть полезен для уже определившихся последователей Нового Откровения и также для тех, кто пока еще только ищет свой индивидуальный путь к Богу. Но тем, кто твердо и сознательно состоит в какой-либо иной религии и не чувствует в своем сердце потребности искать что-то лучшее, материалы этого сайта могут принести вред. Сведенборг прямо известил нас о духовном законе, согласно которому различные религии в душе человека не должны смешиваться, и поэтому он (если, конечно, не играется вопросами веры) не может всерьез перейти к другой религии, напрочь не разорвав с прежней. Это все равно как астроном, который попытался бы опираться сразу на системы и Коперника, и Птолемея, решительно противоречащие друг другу. Так, в своей работе "Беглые наброски" Сведенборг прямо указывает:

Вера Новой Церкви никоим образом не может сосуществовать с верой прежней Церкви; если они окажутся вместе, это породит такое столкновение и конфликт, что в человеке погибнет все относящееся к Церкви. Specimen 33

Достаточно познакомившись и с Православием, и с учением Новой Церкви, я по своему личному опыту ответственно заявляю, что здесь выходит именно такая картина. Поэтому для убежденного сторонника другой веры многие материалы, собранные здесь, могут послужить "соблазном", т.е. покушением на его духовные устои. А всякий соблазн, конечно, вреден.

Принципы подбора материалов

Известно, что методологически всякую тему можно рассматривать двумя путями: вширь и вглубь. Первый путь растекается в поверхностный обзор, второй подобен машине глубокого бурения; один рассказывает понемногу обо всем, второй излагает все о немногом; один хватает по верхушкам, другой вытаскивает корни. Соответственно, первый путь хорош для профанов (чтобы они таким образом узнали хоть что-нибудь), другой - для маститых специалистов. А поскольку в России Учение Сведенборга делает лишь свои первые шаги - до такой степени первые, что даже имя его практически никому неизвестно, - экстенсивный подход к теме уже предопределен заранее, и иных вариантов здесь попросту нет.

С другой стороны, "глубина" в богословии нехороша тем, что она легко трансформируется в схоластику и фарисейство. Ибо истинная цель всякой религии - исправить жизнь человека согласно Заповедям; в сущности, он только не должен грешить, остальное же за него делает Бог. И хотя знанию положено идти впереди, расчищая путь, ему - по всем правилам военного искусства - нельзя слишком отрываться от главных сил. Добавлю, что пустая богословская говорильня не просветляет, но фатально затемняет разум; конечно, желающие могут сколько угодно предаваться этому занятию, но лучше где-нибудь в другом месте.

В богословии, как и в любой науке, отчетливо выделяются два направления: теоретическое и прикладное, и из них я со всей убежденностью выбираю второе. Религиозное знание бесполезно, если мы не применяем его к делу, как бессмысленно штудировать кулинарную книгу, коли не собираешься подходить к плите. Мы должны стыдиться не того, что мало знаем, а того, что всячески избегаем применять в своей жизни узнанное. С другой стороны, всезнайство в религии еще опаснее, чем в земных профессиях, ибо человек, лишенный просветления, по факту способен городить одну ерунду, хотя сам незыблемо убежден в своей гениальности.

Вот почему материалы, выкладываемые на сайте, концентрируют внимание не на теоретической стороне веры, а на жизни согласно ей. Я всячески стремлюсь избегать высокоумных тем и любую истину привязываю к реалиям земной жизни. Такой подход, с одной стороны, эффективно отгоняет фарисеев, а с другой - позволяет любому богословски- "неподкованному" человеку равноправно (и ко всеобщей пользе) вступать в диалог. Ибо духовные трудности, с которыми мы боремся на каждом шагу, подобны "типовым проектам", и человек, единожды преодолевший барьер, способен подсказать много ценного тому, кто идет следом.

Дизайн сайта

Я ни в малой степени не являюсь web-мастером, хотя с 2001 года храню свой обширный домашний архив в html-форме. Поэтому первой причиной примитивности разработанного мною дизайна служит недостаточное web-мастерство, а второй - требование совместимости с домашним архивом, страницы из которого должны легко переходить на публичный сайт и обратно.

В-третьих, дизайн каждого сайта должен строго соответствовать поставленным целям. Ясно, что представительства крупных фирм или музыкальных групп должны иметь "навороченный" дизайн, который служит той же цели представительности и престижа, что и офисные интерьеры. Напротив, большинство сетевых библиотек справедливо придерживаются "концепции минимализма", ибо люди заходят туда в поисках книг, и лишние графические навороты, конечно, послужили бы для них раздражающим фактором.

Примерно то же самое можно сказать и о данном сайте. Люди будут приходить сюда за информацией, и они вряд ли заинтересованы, чтобы весь графический балласт каждый раз заново грузился на их компьютеры, нагоняя провайдерскую плату. Ведь мы живем не на Западе с их знаменитым unlimited и оптоволоконной сетью; для многих из нас каждый лишний мегабайт вызывает зубовный скрежет. - Вот почему я максимально облегчил страницы, убрал всю графику, не несущую смысловой нагрузки, но уделил значительное внимание цвету, шрифтам и фону, чтобы они не затрудняли чтения и поддерживали на сайте спокойную домашнюю атмосферу. Кроме того, излишние украшательства досаждают не только гостям сайта, но и его хозяину, поскольку html-код страниц отчаянно замусоривается длинными служебными записями, и становится труднее вносить текущие коррективы.

Навигация по сайту

Тем же задачам удобства - как гостей, так и хозяина - подчинена навигация, которая сделана как можно более простой. Весь материал тематически разбит на крупные Разделы, а те, в свою очередь - на конкретные статьи (часть коих доступна прямо с лицевой страницы). Это дает возможность достичь любой страницы сайта в два щелчка мыши. Между собой страницы не закольцованы ссылками, потому что их время от времени приходится переименовывать и перегонять с одного места на другое, и тогда эти взаимные ссылки постоянно "ломались" бы. Вы будете посещать каждую статью, заходя как в тупик, и выбираться задним ходом, используя стандартную функцию браузера.

Я также посчитал целесообразным сопровождать названия статей краткими аннотациями, чтобы посетитель уже заранее видел, следует ли ему туда заходить. Все внешние ссылки открываются в новых окнах, чтобы читатель не был случайно (т.е. против своей воли) уведен с сайта; пожелав продолжать экскурсию в новом месте, он попросту закроет предыдущее окно браузера. 

Проблемы копирайта

Не секрет, что российская Сеть глубоко погрязла в пиратстве, и многие с удовольствием тащат к себе все, что обнаружили хорошего у соседей. Я постарался воздержаться от таких фамильярностей и по мере сил соблюдаю правила хорошего тона. Каждая чужая статья, заимствованная мною с какого-либо сайта, прямо под своим заглавием имеет конкретную ссылку на источник, воспользовавшись которой, вы можете познакомиться с оригиналом (если, конечно, он сам еще жив-здоров). Вначале я даже ставил гиперссылки, но мне надоело проверять, какая из них действует, а какая уводит на "file not found". Равным образом я отмечаю источники заимствования фотографий, тематически относящихся к Новой Церкви. Но разносортные картинки и карикатуры, найденные по случаю через поисковые машины, оставляются без ссылок.

По поводу статей хочу еще добавить, что я не имею намерения тащить к себе до кучи все подряд, лишь бы оно относилось к сведенборгианству. Возьмите, к примеру, краткие биографии Сведенборга: сколько сайтов, столько и очерков, едва различимых друг от друга. Поэтому я изначально сделал ставку на оригинальный контент, пишу и перевожу с английского в полное удовольствие, и приглашаю к тому всех желающих, и не вижу никакой нужды в масштабных заимствованиях. Что же касается других русскоязычных сайтов Новой Церкви, где материал лежит упорядоченно и концентрированно, с моей стороны было бы чистой глупостью пытаться продублировать его у себя. На сайте есть страничка "Ресурсы Сети", там дан перечень ссылок с краткими аннотациями. 

Что же касается другой стороны вопроса о копирайте, т.е. что касается заимствований у меня, я разрешаю делать это свободно при условии, что на новом месте будет указан адрес заимствования, т.е. данный сайт. Прошу также не перекраивать взятый материал по своему произволу. О приписывании каких-либо материалов своему авторству (т.е. о плагиате) мне даже упоминать неловко: я надеюсь, что сама религиозная направленность сайта подразумевает наличие совести у его пользователей.

Обращение к посетителям

Я совершенно не обманываюсь в низкой популярности и малой посещаемости данного сайта: опыт всех подобных ресурсов Сети, даже западных, объективно убеждает в этом. Поэтому вы не найдете у меня ни одного счетчика: в самом деле, какая разница, один человек или полтора заглянули сюда за истекшие сутки? С другой стороны, узкая тематическая направленность собранных здесь материалов делает и невозможным, и бессмысленным широкий наплыв посетителей: у меня ведь не сайт анекдотов или чего похуже! Ресурсы такого типа, если не пропадают в безвестности, то через некоторое время формируют вокруг себя небольшой кружок единомышленников, которые не только ими пользуются, но и творчески участвуют в их пополнении и развитии. Достижение такого результата я могу считать задачей-максимум своего сайта.

Поэтому я обращаюсь ко всем заинтересованным посетителям этих страниц: они могут (и даже должны) быть и вашими. Не только читайте, но и пишите, критикуйте, вносите конструктивные предложения! Сведенборгианский Рунет практически пуст, а чем глуше пустыня, тем ценнее всякий оазис. Я обращаюсь к отдельным русскоязычным общинам Новой Церкви и к различным обществам изучения Сведенборга: пишите мне, давайте знакомиться! Если у вас есть собственные странички - известите меня, и я поставлю на них ссылки с аннотациями.

Если у кого-то из читателей имеются собственные философские рассуждения "о жизни и о себе", опирающиеся на сведенборгианское мировоззрение, - присылайте, они могут быть выставлены на сайте. Опишите, как лично вы пришли к Сведенборгу: ваш живой опыт может быть не только интересен, но и полезен другим. Если вы хорошо владеете иностранным языком - шлите мне подходящие переводы. Если вы отыскали пригодные к делу картинки - тащите и картинки, только, пожалуйста, указывайте их источник. Сообщайте мне о каждой замеченной огрехе, особенно насчет неработающих ссылок. Вообще ведите себя активно и не стесняйтесь (это особенно относится к новичкам), потому что мои личные силы и время ограничены, а всякое живое дело требует рук.